Cпектакли и радиопостановки по произведениям Д. Гранина

Cпектакли в драматических театрах
  • Тема памяти войны на материале прозы Даниила Гранина была впервые воплощена в г. Ленинграде, в театре имени Ленсовета, где актер и режиссер Игорь Владимиров в 1985 г. поставил спектакль «Песнь о городе» по мотивам «Блокадной книги» Д. Гранина (в соавторстве с Алесем Адамовичем).
    В ее основу положены живые свидетельства людей, переживших 900-дневную вражескую осаду города в годы Великой Отечественной войны.

  • Спектакль «Голоса» по «Блокадной книге», Санкт-Петербургский детский православный театр «Два крыла». Режиссеры-постановщики - Анна Богодухова и Владимир Черных, премьера состоялась в 2011 году. Cмотреть отрывок...

    В 2011 г. на сцене театра «Странник» при Свято-Владимирской школе Новодевичьего монастыря состоялась премьера спектакля «Голоса», поставленного по «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина.
    Все роли исполняют школьники, которые учатся при Новодевичьем монастыре: это дети и подростки от 9-ти до 18-ти лет. Всего в спектакле задействованы 16 школьников. Недетская история рассказана учащимися с правдивостью, которую редко встретишь у профессиональных актеров.
    Постановка полностью строится на подлинных текстах дневников, писем и воспоминаний жителей блокадного города.
    В основе постановки - дневник школьника-блокадника Юры Рябинкина, в котором он рассказывает о блокаде, бомбежках, голоде и желании жить. В спектакле также использованы дневники, письма и воспоминания жителей блокадного Ленинграда: Тани Богдановой Лидии Охапкиной, Александра Дымова и других
    Главную роль сыграл Ростислав Лысенков, ему как и его герою, - 14 лет. Почти весь спектакль он на сцене и под звуки метронома рассказывает о душевных и физических страданиях своего ровесника.
    Постановщики спектакля Анна Голубева и Владимир Черных вместе с детьми-актерами более полутора лет изучали дневники, воспоминания блокадников и исторические очерки, готовясь к постановке.
      Спектакль стал лауреатом и дипломантом многих фестивалей, в частности:
    • Лауреат XIII Международного фестиваля детских театральных коллективов «Брянцевский»,
    • Лауреат III Всероссийского Пасхального фестиваля в номинации «Лучшая режиссура»,
    • Дипломант городского фестиваля детских театров «Дни театра» в номинации «Лучший актерский ансамбль» и «Вера, Верность, Искренность и Любовь»

  • Моноспектакль «Юра» по мотивам «Блокадной книги». Режиссер - Роман Каганович, второй режиссер — Степан Бекетов. Театральное пространство «Цех», 2014 год.
    В главной роли - Антон Леонов.


    3 апреля 2014 года на площадке театрального пространства «ЦЕХ» прошел моноспектакль «Юра» (режиссер Роман Каганович), в главной роли - Антон Леонов. Основой для спектакля послужили письма пятнадцатилетнего мальчика Юры Рябинкина, опубликованные в «Блокадной книге» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Полгода из жизни мальчика, с июня 1941 года по январь 1942-го. Юра начал вести дневник в июне 1941 года, когда закончил девятый класс. В январе 1942 года была сделана последняя запись. Юный ленинградец не просто описывает события страшного времени, он пытается осознать изменения в себе, в окружающих, понять поступки — свои и чужие. Это не рассказ и не повесть, это не просто дневник — это наша память.
    Для моноспектакля детище Романа Кагановича длится довольно долго, около полутора часов. Сложная задача для актера, но Антон Леонов справляется с ней.
    Спектакль далеко не из легких, он не затрагивает любовные переживания или радости путешествий, он о войне. Войне с условиями, в которых оказывается главный герой, войне с собственной личностью. Режиссер предупреждает нас о том, что тема - тяжелая, но касается каждого живущего в, теперь уже Санкт-Петербурге, а когда-то военном, оккупированном Ленинграде.
    Визуальный ряд спектакля минималистичен. Первое, что видит зритель, - это деревянная будка, оклеенная изнутри обрывками газет, из нее Юра и выходит под свет софитов. Одним из главных героев в мире вещей является стол, исполняющий множество ролей: трибуна, убежище, баррикада. Лейтмотив представления - цепь. На железных звеньях, скрепленных между собой, висят выкрашенные в серый цвет предметы быта: чайник, коробка из-под печенья, молоток, лампа… Своя роль есть у каждого предмета: лампа станет маятником, отсчитывающим ритм рассуждений героя, высвечивающим поступки, которые в обыденной жизни не значат совершенно ничего, а в условиях осадного положения превращаются в смертный грех. На сцене - мешки с песком, один из них с шутливым изображением Гитлера. И этот мешок тоже будет задействован: летом молодые ребята будут весело бутузить его во дворе, а через несколько месяцев уже один только Юра, не выдержав всей тяжести испытаний, перепавших на его долю, будет исступленно молотить руками по мешку, выбивая из него последнюю труху.
    Спектакль сопровождает живая музыка: электроарфа в руках Ольги Максимовой, которая также является и композитором постановки. Музыка нежная и приятная, от нее веет легкой грустью и надеждой. Можно сказать, что Ольга тоже играет в спектакле, являясь зрителю в виде силуэта за занавесом. Звуковой ряд не ограничивается одной лишь арфой. Это уже привычные для нас по другим работам Кагановича музыкальные отбивки: речь диктора военного радио, звук падающего снаряда.
    Спектакль является победителем фестиваля моноспектаклей «МОНОfest» (2014), а также вошел в лонг-лист самых заметных спектаклей сезона 2013-2014 Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска».

  • «Праздник радостного дня». По мотивам «Блокадной книги». Театр рассказа Центра Говорова. Руководитель - И.С. Иванов.

    Театр Рассказа – это особый жанр театральной деятельности, соединяющий в себе традиции реалистического драматического театра и искусства художественного слова.>
    Театр Рассказа - это экспериментальная студия альтернативной театральной подготовки. Цель и главный инструмент нашего обучения - вынесение на сцену ключевого звена процесса общения - рассказа.
    Театр Рассказа - это действующий непрофессиональный театр.
    Основан в 1952 году актёром, психологом, исследователем, педагогом Николаем Сергеевичем Говоровым при поддержке Г. А. Товстоногова.
    За свою более чем полувековую историю Театр Рассказа существовал в различных формах. В настоящее время у театра сложился свой репертуар, постоянно пополняющийся новыми спектаклями; ведётся работа в студиях для молодёжи и для взрослых.
    Блокада Ленинграда. Страшное событие, растянутое на 900 дней, унесшее тысячи жизней, поломавшее тысячи судеб, обездолившее тысячи семей. Поломавшее — но не сломившее внутреннего стержня, не разбившее единства горожан, связанных верой в победу, в друг друга, в себя, в страну.
    Знаменитая «Блокадная книга», в которой собраны рассказы людей, переживших это тяжёлое время, оживёт на сцене, зазвучит голосами актёров.

  • «Картина». Пьеса в 2-х частях А. Ремеза, Л. Хейфеца по роману Д. Гранина. Государственный Академический Малый Театр, премьера - в 1983 г.
    Режиссер-постановщик - Л. Е. Хейфец. Режиссер - Н. В. Кенигсон.
    В ролях: Е. Глушенко и др.

  • Моноспектакль «Ленинград. Мадонна. Лида» по мотивам «Блокадной книги» Гранина и Адамовича.
    Режиссер-постановщик - Алексей Серов, художник-постановщик - Марсель Калмагамбетов. Место премьеры - сцена Санкт-Петербургского Музея современного искусства Эрарта на Васильевском острове, премьера - апрель 2015 года.
    В главной роли - актриса Наталья Якупова.

    В Санкт-Петербурге на сцене Музея современного искусства Эрарта на Васильевском острове прошел спектакль «Ленинград. Мадонна. Лида» (по мотивам «Блокадной книги» Даниила Гранина).
    Это очень трогательная и пронзительная история о тяжелейших испытаниях, выпавших на долю ленинградцев, о любви к близким и родному городу, о величии подвига тех людей, которые смогли не просто выжить в то непростое время, но и сохранить веру — в Бога, в людей, в светлое будущее.
    Почему же создатели спектакля вспомнили Мадонну, и при чем тут Лида?
    В заглавии к постановке обыгрывается реальный сюжет, когда искусствовед П. Ф. Губчевский проводил для курсантов экскурсию в Эрмитаже по пустым рамам. Коллекция Эрмитажа была эвакуирована, а рамы, в которые были обрамлены вывезенные шедевры, остались на стенах. Легендарная экскурсия состоялась в марте 1942 года. Тем временем, в одной из коммунальных квартир Васильевского острова за жизнь боролась ленинградка Лида.
    История этой девушки, Лиды, молодой матери, находится в центре повествования спектакля. Повседневная жизнь обычной коммуналки в самый страшный период блокады, каждодневная борьба за жизнь, суровые испытания, которые легли на ее хрупкие плечи.
    В марте 1942 года ей удалось покинуть Ленинград и вывезти двух своих детей. Чего стоил Лиде этот подвиг? И откуда героиня брала силы на то, чтобы противостоять врагу? Что помогло Лиде и еще многим таким же ленинградцам выжить, выстоять в отчаянной схватке с врагом, голодом и холодом?
    Спектакль повествует, как частная жизнь обычного человека становится равнозначной житиям и величайшим произведениям мирового искусства. Это уникальная история, основанная на реальных событиях, до глубины души тронула каждого зрителя своей пронзительностью и искренностью.

  • «Иду на грозу» в Санкт-Петербургском государственном академическом драматическом театре им. В. Ф. Комиссаржевской. Театр в те годы (до 1959 г.) назывался Городской блокадный театр.
    Пьеса в 3-х действиях М. Волобринского, Р. Рубинштейна и М. Сулимова по мотивам романа Д. Гранина. Режиссер - М. Сулимов, 1964 год.
    Актеры: И. Дмитриев, О. Окулевич, С. Боярский, М. Ладыгин, Т. Волкова и др.

  • «Иду на грозу» по одноименному роману Д. Гранина, МХТ (Московский художественный театр), режиссер - В. Богомолов, художник Э. Стенберг, 1964 год.
Радиоспектакль
  • «Искатели», драма, по одноименному роману, выпущен Гостелерадиофондом, 1955 год.
    Первый радиоспектакль по произведениям Д. Гранина.

    Действующие лица и исполнители:
    От автора — Вадим Медведев;
    Лобанов — Лев Колесов;
    Борисов — Георгий Самойлов;
    главный инженер — Александр Лариков;
    Потапенко — Герман Хованов;
    Тонков — Яков Малютин;
    Долгин — Иван Селянин;
    Кривицкий — Александр Арди;
    Пека — Николай Трофимов;
    Саша — Глеб Селянин;
    Новиков — Владимир В. Петров;
    Калмыков — Владимир Казаринов;
    Устинов — Анна Сергеева;
    Лиза — Ирина Зарубина;
    Рита — Елена Юнгер;
    Нина — Людмила Люлько;
    Марина — Тамара Алёшина.

    Продолжительность: 02:46:40

    В романе описывается история Андрея Николаевича Лобанова, советского учёного, ставящего научные изыскания превыше бюрократической волокиты и борющегося с ней, так как она препятствует должному прогрессу науки и техники.
    Главный герой создает локатор, при этом технологические процессы изобретения не описываются, однако книга является своего рода производственным романом.






Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика