Кяхта

с. 2

В первые годы нахождения своего в Кяхте, Назимов учился Русской грамоте у разных лиц ...

На самом краю России, на границе Бурятии и Монголии, стоит удивительный старинный русский городок Кяхта. Сегодня это название мало что говорит большинству людей, а вот в XVIII–XIX веках оно гремело далеко за пределами Российской империи – Кяхта была единственным в мире поселением миллионеров. В 1862 г. в слободе насчитывалось 276 купцов и 165 торговых домов, из которых около 60 принадлежали купцам, имевшим оборот более пяти миллионов рублей в год. И это при общем населении чуть более четырех тысяч человек! Кяхта была известна любому предпринимателю Европы, Америки и Азии, а экономику сибирской слободы изучал и упоминал в своих трудах Карл Маркс.

Добираться до Кяхты было всегда непросто. В наше время можно сесть на поезд Москва–Улан-Батор и сойти на приграничной станции Наушки, откуда еще 30 километров нужно проехать на автобусе Наушки–Кяхта. Второй, менее бюджетный путь: самолетом до Улан-Удэ, а потом – три часа на автомобиле по безлюдным степным дорогам. Обозу из 60 телег, сопровождавшему российскую дипломатическую миссию из 120 человек во главе с Саввой Лукичом Владиславичем-Рагузинским, в 1725 г. на преодоление пути из Санкт-Петербурга до этих мест понадобилось почти десять месяцев...

Сегодня Кяхта – один из пяти исторических городов Бурятии. Административный центр Кяхтинского района республики с населением около 20 тысяч человек. До 1935 г. город назывался Троицкосавск и принадлежал Иркутской губернии. Кяхта и ее окрестности имеют богатое историческое прошлое.

Город возник в 1727 г. как Троицкосавский острог, затем крепость Троицкосавская. Выросший вокруг крепости город до 1934 г. назывался Троицкосавском, потом был объединен с торговой слободой Кяхта и переименован.

Город Кяхта появился в результате политики Петра I и активной деятельности талантливого дипломата Саввы Рагузинского.

Положение Кяхты на границе не двух, а нескольких культур – европейской, русской, китайской и монгольской – делало этот населенный пункт уникальным. Именно через Кяхту Россия, первая из европейских стран, вступила в официальные отношения с Китаем. Кяхта оказалась на острие торговых отношений, на перекрестке культур Востока и Запада. Поэтому и состоялся феномен создания уникального города с неповторимой историей и самобытной культурой.

Вокруг места, выбранного Рагузинским для постройки Новотроицкой крепости, ходит много легенд. Одна из них гласит, что, знавший китайцев не понаслышке, Савва Лукич долго искал речку, текущую не из Китая в Россию, а наоборот: остерегался потравы. Такая оказалась в данной местности одна – Кяхта. Вот на обоих берегах реки к концу 1727 г. и была выстроена крепость, впоследствии превратившаяся в городок Троицкосавск, получивший свое название в честь Новотроицкой крепости и основателя Кяхты Саввы Владиславича-Рагузинского. Крепость всех желающих вместить не могла, поэтому у самой границы годом позже Рагузинский заложил торговую слободу Кяхта, будущую столицу сибирских миллионеров.

Город Троицкосавск (1727 г.), возникший на месте Троицкой крепости, построенной по проекту Саввы Рагузинского и увековечивший в себе имя своего основателя, сложился к середине XIX века, как административный центр Забайкалья. Наиболее значительные архитектурные постройки, воздвигнутые к середине XIX века, оформили центральную часть города. Через весь город, с севера на юг пролегала главная артерия – торговая улица Большая. Она соединяла слободу и город. Знаменитая некогда Кяхтинская слобода (1728 г.), возникшая как форпост Троицкой крепости, вскоре утратила свое военно-оборонительное значение и превратилась в исключительно торговую слободу. Кяхта стала главным центром русско-китайской торговли. Через Кяхту в Китай вывозились: сукно, мануфактура, пушные товары и юфть, из Китая – в основном, чай. В небольших количествах доставлялись шелковые и хлопчатобумажные ткани и фарфоровые изделия.

Кяхта являлась своеобразными «воротами» в Центральную Азию, форпостом великих Географических открытий. Именно через Кяхту проходили маршруты известных путешественников, исследователей Монголии и Китая. В Кяхте начинались или заканчивались путешествия исследователей Центральной Азии – Н. М. Пржевальского, П. К. Козлова, Г. Н. и А. В. Потаниных, В. А. Обручева.

Кроме того, Кяхта слыла чайной столицей Российской империи. Длительное время (около века) именно Кяхта снабжала чаем всю Россию и почти монопольно – Западную Европу. Причем у нас в стране этот китайский чай называли кяхтинским, a за границей – русским. Город был связующим звеном между Российской Империей и Китаем на Великом чайном пути. Здесь возникло немалое количество компаний, контор с солидными торговыми оборотами. К 1850-му г. было зарегистрировано 58 торговых фирм. Оптовая торговля чаем сосредоточилась в руках наиболее богатых купцов, известных впоследствии огромными состояниями и деловыми связями. Среди них: Немчиновы, Пятовские, Щвецовы, Синицыны, оставившие большой след истории города своей благотворительной деятельностью.

Современники оставили много воспоминаний о Кяхте, поражаясь, прежде всего ее чистотой и опрятностью, «веселым видом», впечатлением довольства и богатства. С того времени Слобода превратилась в привилегированное поселение богатых купцов. Усадьбы купцов в Кяхте были обширны, имели множество хозяйственных построек, амбаров и складов. Почти в каждой усадьбе был сад и флигель, а иногда фонтан и оранжерея. Всего домов-усадеб, к концу XIX века было 35−40, а среди ее жителей – 20 миллионеров. Кяхтинское купечество не жалело средств на благоустройство города и Слободы.

В XIX веке Кяхта была самым богатым городом Российской Империи. Современники называли этот купеческий город «Песчаной Венецией». Это был единственный в мире город миллионеров, здесь люди жили на широкую ногу. Для строительства особняков приглашали архитекторов из Италии, для обучения детей выписывали гувернеров из Франции, а местные модницы заказывали себе наряды в европейских столицах.

Вплоть до строительства Китайско-Восточной железной дороги (1903 г.), Кяхта не сдавала своих позиций в торговле с Китаем, но после пуска первого поезда она потеряла свое «чайное» значение и торговая гильдия переключилась на импорт и экспорт товаров из Монголии.

С приходом Советской власти купцы были убиты, дома разграблены, церкви и соборы превратились в склады и хранилища. Сейчас город восстанавливают, реставрируют церкви и дома купцов, открывают музеи.

В окрестностях Кяхты насчитывается около 100 памятников культуры и архитектуры. Самые известные из них – Троицкий собор, Воскресенская и Успенская церкви, Гостиный двор, Здание городского банка, Дом Купца Лушникова, Красные Казармы, Посольский дом.