Саров и Дивеево

с. 42-47

Свято-Успенская Саровская пустынь

... Назимову сказали, что ближайший путь до священной Саровской пустыни идет от Арзамаса, ... он предпринял путь свой, ... и достиг желаемой обители. Это было в самый день Апостола и Евангелиста Луки – 18 октября (31 октября по н. ст.).

Свято-Успенский мужской монастырь – Саровская пустынь – основан в 1706 г.; возрожден 17 июля 2006 г. Место молитвенных подвигов и обретения мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца.

Возник монастырь на территории Темниковского уезда Тамбовской губернии, в лесной глуши, где речка Саровка впадает в Сатис. По названию этих рек обитель и получила свое первое официальное наименование – Сатисо-градо-Саровская пустынь. Благодаря трудам и заботам ее насельников, к началу XX века монастырь стал одним из основных духовных центров земли Российской.

Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 г. и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным – Арзамасского Спасского монастыря). Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошел» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова – насельники упросили стать у них строителем), после чего «старое городище» вновь запустело.

Около 1683 г. приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 г. Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь. «Старое городище» снова обезлюдело.

Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Ионанн Федоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда), который, по благословению настоятеля, оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище». Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.

В 1705 г. князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 г. митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 г. отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 г. совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, этот день (29 июня по н. ст.) считается днем основания Саровской пустыни.

В 1731 г., ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.

Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем (Коротков), невинно обвиненный в государственной измене и проведший в ссылке в Орской крепости 16 лет. Оправдан и возвращен в Саровскую пустынь в 1755 г. Во время голода 1775 г. отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.

Еще при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий преподобный Серафим Саровский.

В 1897 г. началось строительства храма над кельей Серафима Саровского. Автором проекта стал архитектор А. С. Каминский. После прославления преподобного старца в 1903 г. храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием.

В 1906 г. Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.

После революции 1917 г. хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни – осквернены. К концу 1925 г. было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 г. было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.

На базе Саровского монастыря в 1927 г. была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 г. трудовая коммуна был закрыта. После нее в поселке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключенных. В ноябре 1938 г. эта колония также была закрыта.

В сентябре 1989 г. состоялся первый приезд в город Саров приснопамятного владыки Николая (Кутепова), архиепископа Нижегородского и Арзамасского. Спустя три года, впервые после долгих богоборческих лихолетий, в город прибыл настоятель вновь созданной приходской общины – о. Владимир Алясов. 5 апреля 1992 г. им был отслужен первый молебен, а в августе следующего года митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем в Сарове был освящен храм в честь Всех Святых, возвращенный Русской Православной Церкви.

В августе 1991 г., уже после памятных событий чудесного второго обретения святых мощей прп. Серафима и торжественного перенесения их в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Саров и на Монастырской площади, рядом с храмом, совершил Божественную литургию под открытым небом в сослужении сонма архиереев и священников. На следующий год, также при участии Святейшего Патриарха, на Дальней пустыньке – месте молитвенных подвигов преподобного Серафима – был отслужен молебен с чтением акафиста святому старцу, великому подвижнику Русской земли.


Вид Дальней пустыньки старый и современный

Начиная с 1996 г., возобновлялась традиция ежегодного крестного хода из Сарова в Дивеево и обратно – накануне праздника обретения святых мощей преподобного Серафима.

В 1998 г. Федеральным ядерным центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 г. такая передача состоялась.

30 июля 2000 г. впервые служили Божественную литургию на Дальней пустыньке, где была воздвигнута и освящена часовня. В богослужении приняли участие сестры Дивеевской обители.

В июле-августе 2003 г. в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации прп. Серафима Саровского, которым предшествовала значительная подготовка. 13 июля 2003 г. на колокольню установлен крест. 30 июля 2003 г. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II был вновь освящен храм св. прп. Серафима Саровского.

17 июля 2006 г. Священным Синодом принято решение об открытии монастыря. 30 июля Святейший Патриарх Алексей II совершил чин Великого освящения восстановленного храма во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Восстановленный храм стал седьмым действующим храмом в Сарове.

7 сентября монастырю передано здание северного келейного корпуса.

9 сентября 2009 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Дальнюю и Ближнюю пустыньки, Церковь Иоанна Предтечи, подземный Храм Антония и Феодосия Печерских, место захоронения преподобного Серафима Саровского и Храм Серафима Саровского.

В 2012 г. митрополит Георгий совершил чин великого освящения храма в честь свв. Зосимы и Савватия.

21 декабря 2012 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении клириков Нижегородской епархии совершил чин великого освящения церкви во имя Преображения Господня, находящейся в ротонде храма прпп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев.

В 2016 г. в Саровской пустыни началось восстановление Успенского собора.