Владимирская губерния

Муром

В Муроме пятнадцать церквей и три монастыря ...Особенно достопамятны: Собор во имя Рождества Богородицы, построенный на прекрасном возвышенном берегу Оки ...

Богородице-Рождественский собор

Богородице-Рождественский собор – главный православный храм города Мурома, стоявший на вершине Воеводской горы над Окой.

Точное время основания собора неизвестно. Существование в Муроме каменных храмов ранее XVI века не доказано; тем не менее, местные краеведы считают, что первый собор Рождества Богородицы был построен в камне еще в начале XIII века, в связи с утверждением в рязанско-муромских землях традиции почитания Богородицы князем Юрием Всеволодовичем Владимирским. Существует гипотеза, что на место, где позднее высился собор, Муром был перенесен с течением времени, а древнейшие храмы города стояли на территории, занимаемой ныне Благовещенским монастырем.

В 1458 г. собор был возобновлен трудами Иоанна III Московского. В XVI веке в храме несколько раз молился первый русский царь, Иоанн Грозный. По случаю взятия Казани в 1552 г. он выделил средства на возведение четырех каменных храмов в Муроме, в число которых попал и городской собор. Храм был поставлен на высокий подклети, служившей арсеналом, где хранили вооружение. По периметру его окружала открытая галерея – гульбище. Судя по гравюре в книге Олеария, до переделок середины XVII века он был трехверхим.

Писцовая книга Бартенева 1636-1637 гг. сообщает: «В городе соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы о трех верхах с папертью, паперть каменная ж, (…) в приделе верховных апостол Петра и Павла лежат Муромские чудотворцы – благоверный князь Петр и княгиня Феврония, покрыты сукном черным, а над ракою – их образ с деяньем… Строенье та соборная церковь блаженныя памяти государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Руси…».

Как следует из этого описания, в Петропавловском приделе (устроенном в правой апсиде) почивали мощи муромских чудотворцев Петра и Февронии. Деревянная церковь Петра и Февронии стояла рядом с храмом. В конце XVIII века ее разобрали, чтобы освободить место для строительства трехъярусной колокольни. Ее гордостью стал благовест 1049 пудов весом, про который говорили: «Большой колокол из ада душу вызвонит». При колокольне имелись теплый Спасский храм и устроенный в 1814 г. придел в честь Муромской иконы Божией Матери.

В связи с учреждением в Муроме викарной кафедры собор грозненского времени с 1868 г. вновь стал кафедральным. После революции собор был разграблен и осквернен, часть древнейших икон и утвари передана в местный краеведческий музей, равно как и мощи святых Петра и Февронии. В 1924 г. собор был закрыт, а десять лет спустя его передали военному ведомству. Перед храмом было устроено футбольное поле. В настоящее время на месте соборного комплекса – городской парк имени Ленина («Окский»).

В 2018 г. администрацией Мурома принято решение о выделении земельного участка для восстановления собора.

Благовещенский муромский монастырь

Благовещенский монастырь воздвигнут в 1563 г. в память покорения Казани.

Благовещенский монастырь – православный мужской монастырь Муромской епархии Русской Православной Церкви. Расположен на площади Крестьянина в центральной части г. Мурома.

Возник на месте деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, сооружение которой церковное предание приписывает святому благоверному князю Константину (Ярославу) Святославичу – младшему сыну черниговского князя Святослава Ярославича, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого (по мнению некоторых источников, мог быть внуком Ярослава Святославича Рязанского).

В церковном сказании излагается следующая история. Местные жители долгое время исповедовали языческую религию и обожествляли силы природы. Узнав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не хотели принимать князя, сопротивлялись и даже убили его младшего сына Михаила. Однако затем, потрясенные чудесным знамением от привезенной из Византии иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах близлежащего озера Кстово.

Известно, что в этом храме молился святой епископ Василий.

В 1547 г. на основе местного почитания было совершено общецерковное прославление благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора.

Монастырь основан в 1553 г. Иваном Грозным, посетившим Муром в 1552 г. во время похода на Казань.

С 1555 г. в Благовещенском соборе открыто почивали мощи князя Константина.

В 1616 г. монастырь был разрушен и разграблен поляками. На протяжении XVII века обитель постепенно возрождалась из руин.

Муромский купец Тарасий Цветнов вновь отстроил в 1664 г. Благовещенский собор и установил на колокольне часы. В 1792 г. обитель пережила пожар, однако каменные строения и главные святыни уцелели.

Во время Отечественной войны 1812 г. в монастыре хранились Иверская и Владимирская иконы Божией Матери.

В 1866 г. монастырю был усвоен 2-й класс. В 1867-1882 гг. им управляли епископы Муромские, викарии Владимирской епархии.

Монастырь был закрыт в 1919 г., но братия, поселившись в городе, продолжала служить в соборе.

22 мая 1923 г. произошло вскрытие мощей святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 г.

В 1940 г. собор был закрыт, но возобновлен два года спустя как приходской храм.

В 1946 г. здесь служил иеромонах Пимен (Извеков), впоследствии патриарх Московский и всея Руси.

В сентябре 1991 г. определением Священного Синода в Благовещенском монастыре возобновилась монашеская жизнь.

Главной церковью монастыря является Благовещенский собор (начало строительства – XVI век, перестроен в 1660-е гг.). Внешняя отделка собора является одним из хрестоматийных примеров узорочья. Благовещенский собор был единственным зданием, пережившим разорение монастыря в Смутное время. К собору пристроена шатровая колокольня. Надвратная Стефаниевская церковь традиционно датируется 1716 г. В 1811 г. была сооружена монастырская ограда с башенками.

Благовещенский монастырь воспет поэтом Андреем Вознесенским в поэме «Андрей Полисадов» – о предке поэта, настоятеле монастыря архимандрите Алексии (Полисадове), похороненном за алтарем собора.

Святые князья Константин, Ирина Муромские и их дети – Михаил и Феодор

... в главной церкви почивают мощи Св. Князей Муромских Константина и детей его Михаила и Феодора.

Благоверный великий князь Константин (Ярослав) Святославович происходил из рода святого равноапостольного великого князя Владимира, крестившего землю Русскую. Он был младшим сыном Святослава Ярославича, сначала князя Черниговского, а затем – великого князя Киевского (1073-1077), то есть внуком Ярослава Мудрого и правнуком равноапостольного великого князя Владимира.

Ревнуя об утверждении Христианства на Руси, князь Константин хотел иметь своим уделом город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить его жителей светом христианской веры. Родственник князя Константина, сын великого князя Владимира благоверный князь Глеб, которому был назначен во владение город Муром, употребил до этого много усилий, чтобы овладеть им и склонить его жителей к принятию святого Крещения. Но не удалось ему это сделать – его убили.

После того как святой Глеб был убит, Муром долго оставался без христианского князя, и язычество в городе набирало все большую силу. Кроме всего прочего, соседи-болгары, исповедовавшие тогда мусульманство, старались распространить свое влияние на Муром. «Князь Константин, слыша о Муроме, яко велик и славен, и множеством людей живущих в нем, и богатством всяким кипящий», испросил у своего отца Святослава этот город себе в удел. Отец не хотел отпускать Константина с семьей, опасаясь за их жизни. Но Константин решился на все ради Святой веры Православной.

И в 1092 г. князь Константин вместе со своими сыновьями, юными князьями Михаилом и Феодором, и супругой Ириной, с духовенством, воинами и слугами, из Киева пришел на Рязанскую землю к Мурому. Он послал сына своего Михаила убедить муромцев открыть ворота города и принять его без сопротивления. Но упорные язычники убили княжича, бросили его тело за городскую стену и стали готовиться к бою... Вскоре князь подошел к городу со своей большой дружиной. Вид его воинства был столь устрашающим, что язычники отказались даже от мысли об обороне, испуганные, они смирились и согласились принять его, но заменить язычество на Православную веру не пожелали.

Не принуждая язычников силой к принятию веры Христовой, князь Константин не оставил, однако, мысли об их просвещении. Прежде всего, он построил в Муроме храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и похоронил там своего сына, а вскоре воздвиг и другую церковь во имя святых Бориса и Глеба. Не помня зла, князь не раз призывал к себе старейшин города и терпеливо убеждал их переменить веру. С проповедью о Христе обращалось к муромцам и духовенство, прибывшее с князем, но все было тщетно.

Однажды толпа язычников, недовольная князем, подступила к его дому, грозя смертью. Горожане поклялись убить или выгнать князя, но Христианства не принимать. Святой Константин с сыном Феодором и княгиней Ириной заперлись в Благовещенском храме и усердно молились, пока не услышали голос: «Константине! Услышана молитва твоя, дерзай, не бойся. Аз есмь с тобою» . Князь вышел с иконой Пресвятой Богородицы (названной впоследствии Муромской) к мятежникам. Он поднял святой образ над головой, и тут же неземное сияние разлилось от иконы. Пораженные Божественным светом, вразумленные мятежники раскаялись и согласились принять Святое Крещение. «И тако крестишася вся люди града Мурома во имя Отца и Сына и Святого Духа, радующеся и славяще Бога», – повествует летописец.

Торжественно было крещение муромцев, и, как некогда Днепр, Ока стала купелью для многих жителей города. Благоверный князь осыпал новообращенных детей Божиих разными подарками: одних – одеждой, других – деньгами, а кого-то оделил богатыми вотчинами... Так благоверный князь Константин в городе Муроме «веру утверди» и жителей «от прелести идольския избави» . Сын Феодор и княгиня Ирина были ему ревностными помощниками в деле утверждения Православия на муромской земле.

После крещения муромцев надлежало позаботиться об умножении храмов. В этом деле особенно много и ревностно помогала мужу княгиня Ирина. Святой Константин «заповеда ставити церкви в городе и в селах и монастыри мужские и женские» и учредил епископскую кафедру. Согласно летописи, в 1098 г. в Муроме уже был построен Спасский монастырь.

Скончался святой князь в 1129 г., пройдя жизненный путь в истинной вере и непорочности, помогал бедным, защищал сирот. Его кончина вызвала великую скорбь в народе. Муромчане, забыв о былой вражде, оплакивали его, как родного отца.

Похоронили князя у построенной им Благовещенской церкви, рядом с сыновьями Михаилом и Феодором. Здесь же была похоронена и святая Ирина.

В 1345 г. потомок святого князя Константина, благоверный князь Георгий Ярославич, восстановил первоначальную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. С того времени Господь прославил святых князей Константина и Ирину и их сыновей – у гробов их стали совершаться многочисленные чудеса. В 1547 г. на Соборе, созванном святителем Макарием, Митрополитом Московским, святые благоверные князья Константин, Михаил и Феодор были прославлены в лике святых. В Муроме местно чтилась и память княгини Ирины, супруги князя Константина.

В 1553 г. царь Иоанн Васильевич Грозный, идя в поход против татар к Казани, зашел в Муром и пробыл там две недели. Совершив молебен у гробов святых чудотворцев, он дал обещание построить монастырь, если возвратится из похода с победой. С Божией помощью он взял Казань и, возвратившись в Москву, повелел у гробов святых чудотворцев построить каменную церковь. Когда стали копать рвы для этой церкви, нашли мощи святых князей целыми и нетленными. По окончании постройки церкви в нише церковной стены было устроено особое место, где и положили святые мощи. Царь Иоанн Васильевич повелел рязанскому епископу Гурию освятить новопостроенный храм и прислал к его освящению дорогую церковную утварь. Храм был освящен, и при нем устроен монастырь.

В селе Карачарове, где наш Сибиряк остановился, по преданию, родился Илия Муромец, происшедший из роду крестьян Тороповых, столь прославленный известный русский богатырь.

Святой Илия Муромец

На берегу живописной реки Оки, недалеко от древнего города Мурома расположилось не менее древнее село Карачарово – родина святого Илии Муромца.

Правда, селом Карачарово во Владимирской области называют только условно. В 1960 г. территорию населенного пункта включили в состав близлежащего города. Теперь Карачарово – это микрорайон Мурома. Однако на инфраструктуре бывшего села это почти никак не отразилось. Здесь нет многоэтажных зданий и больших магазинов, только деревенские дома.

В письменных источниках село Карачарово в Муромском районе впервые упоминается в XVII веке. В тот период эти земли принадлежали князьям Черкасским. Затем их владельцами стали Шереметьевы, а потом – граф Сергей Семенович Уваров.

Преподобный Илия Муромец, Печерский, по прозвищу Чоботок родился, предположительно, около 1143 г. именно в селе Карачарово в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына, и его жены Евфросинии, дочери Якова. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Илией Муромцем, о котором складывались многочисленные былины. Кстати, он является главным действующим лицом – могучим витязем княжеского рода Ильей Русским – и германских эпических поэм XIII века, основанных на более ранних сказаниях.

С детства и до 30 лет Илия был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев – калик перехожих (нищих странников), – которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, Илия много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.

Илия Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости.

Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за Небесные.

Отсутствие в Киево-Печерском патерике Жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164-1182).

Скончался Илия Муромец около 1188 г., примерно на 45-м году жизни. Его мощи покоятся до сего времени в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.

В документальном источнике имя богатыря впервые упоминается в 1574 г.

В XVIII веке паломник Леонтий оставил такое свидетельство: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом – яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».

В 1988 г. межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Результаты исследований подтверждают факты жизни былинного богатыря: определен возраст почившего: 40-55 лет; рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти – обширная рана в области сердца.

К лику святых Илия Муромец был причислен в 1643 г. в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.

Село Карачарово

Достопримечательности села:

Троицкая церковь. Троицкий храм на холме ведет свою историю с 1828 г. В советское время сооружение пришло в упадок. Но не так давно местные власти взялись за его реставрацию. Рядом с храмом находится колокольня, возведенная на деньги жителей села.

Часовня Ильи Муромца в Карачарово. Маленькая бревенчатая часовенка стоит внизу под холмом, левее Троицкой церкви. Согласно легендам, первый храм на этом месте строил сам святой Илия. Дубовые бревна для фундамента Муромец лично вытащил из вод Оки.

Источник св. Илии Муромца в Карачарово. По преданию, источник со святой водой открылся, когда богатырский конь ударил оземь копытом. Рядом с источником оборудована купель.

Храм Гурия, Самона и Авива. Небольшое белокаменное сооружение построили в середине XIX столетия по инициативе муромского мещанина Гурия Синцова. Здесь хранится главная реликвия села – икона с мощами святого Ильи Муромца. Потомки богатыря заказали ее на свои сбережения. А частичку мощей привезли из Киево-Печерской лавры.