Сергиев Посад

с. 61 - 64

Троице-Сергиева лавра

... вступил он в Московскую губернию – и достиг Троицкой Сергиевской Лавры ...

Свято-Троицкая Сергиева лавра – крупнейший мужской монастырь Русской Православной Церкви с многовековой историей. Расположен в центре города Сергиева Посада Московской области, на реке Кончуре. Имеет статус ставропигиального. Крупнейший центр образовательной и издательской деятельности Русской православной церкви. Место нахождения Московской духовной академии. В Свято-Троицком соборе лавры находятся мощи основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского. фото 2

Датой основания Свято-Троицкой пустыни принято считать поселение преподобного Сергия Радонежского на холме Маковец (70 км к северо-востоку от Москвы) в 1337 г.

После нескольких лет одинокого подвижничества преподобного Сергия на Маковец пришли новые насельники, и пустынь превратилась в особножительный монастырь.

Некоторые историки считают, что это произошло в начале 1340-х гг., а более точно – в 1342 г. Спустя 10-15 лет (по другим исследованиям, 20-30 лет) в монастыре Сергием был введен общежительный устав.

Троицкий монастырь стал духовным центром русских земель, поддержкой московских князей. Здесь в 1380 г. преподобный Сергий благословил войско князя Димитрия Иоанновича, отправлявшегося на сражение с Мамаем.

8 сентября 1380 г. во время Куликовской битвы на поле боя в нарушение устава православного монашества, по благословению преподобного Сергия, вышли иноки-схимники Троицкого монастыря – Пересвет и Ослябя.

В 1392 г. преподобный Сергий преставился и был похоронен в храме Святой Троицы; за полгода до своей кончины Сергий передал руководство монастырем своему любимому ученику Никону Радонежскому.

В 1408 г. монастырь был разграблен и сожжен татарским ханом Едигеем, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Троицкий монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. Монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ.

В 1422 г. на месте деревянной церкви (которая была перенесена восточнее) игуменом Никоном Радонежским было заложено первое каменное сооружение монастыря – Троицкий собор, построенный силами сербских монахов из Косово, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом Поле. При строительстве собора были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского.

В росписи храма участвовали выдающиеся иконописцы преподобные Андрей Рублев и Даниил Черный, для иконостаса собора св. Андреем Рублевым была написана знаменитая рублевская «Троица».

Троицкий собор всегда почитался московскими князьями: здесь совершались молебны перед походами и по успешном окончании их (как, например, Василий III отметил здесь молебном успешный поход на Псков в 1510 г., а Иван IV Грозный совершил молебен в честь успешного взятия Казани в 1552 г.), «крестоцелованием» скреплялись договоры, совершалось крещение наследников престола.

В Средние века монастырь играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой власти и народа. Согласно принятой историографии, принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига; противодействовал сторонникам правительств Лжедмитрия II, Лжедмитрия III, Семибоярщины, польско-литовским войскам в Смутное время, поддержал Петра I в противостоянии царевне Софье.

К концу XVI века Троицкий монастырь стал крупнейшим монастырем России; в его собственности насчитывалось 2780 поселений, велась активная торговля – торговые суда монастыря ходили в зарубежные государства.

После восшествия на престол Елизаветы Петровны наступил новый период расцвета монастыря. 1 октября 1742 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице-Сергиевом монастыре была открыта духовная семинария (позднее, в 1814 г., в монастырь была переведена Московская Духовная академия, одно из крупнейших религиозных учебных заведений России). Вскоре (в 1744 г.) Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула Лавры; главой лавры утверждался Митрополит Московский.

В XVIII-XIX веках Троице-Сергиева лавра стала одним из богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев (в 1763 г., в преддверии крупной конфискации церковных земель, Лавре принадлежало более 100 тысяч душ крестьян).

Активная торговля (зерновыми, солью, предметами быта) способствовала приумножению богатств монастыря; его финансовое положение в XVII-XVIII веках отличалось большой прочностью; велики были пожертвования монастыря в пользу русской армии (в 1812 г. – около 70 тысяч рублей), ополчения.

Значение Лавры как культурного центра также возрастало; в 1814 г. сюда из Москвы была переведена Духовная академия, расположившаяся в здании Царских чертогов. В связи с размещением академии ряд зданий был перестроен, появились новые постройки.

В первые годы XX века на территории монастыря продолжалось строительство, сооружались новые кельи и корпуса, хозяйственные сооружения, торговые ряды; 10 января 1895 г. была открыта Лаврская типография.

1918 г. стал началом трагического периода в истории Лавры.

Она была закрыта 20 апреля 1920 г. декретом Совета народных комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». В 1919 г. монахи были переселены в Черниговский и Гефсиманский скиты.

10 ноября 1919 г. президиум исполкома Сергиевского уезда принял решение о закрытии Лавры ввиду острой нехватки помещений для больниц, школ, детских учреждений.

В марте 1919 г. была распущена Московская духовная академия, а ее помещения были отданы электротехническим курсам; 11 апреля были вскрыты мощи преподобного Сергия.

Троицкий собор был закрыт немедленно, а братия была выселена и нашла себе место в трудовых коммунах; последнее богослужение в Троицком соборе было совершено 31 мая 1920 г.

В том же 1920 г. на территории лавры был организован историко-архитектурный музей. В 1929 г. были закрыты последние скиты близ Лавры и изъята на переплавку большая часть лаврских колоколов.

На территории монастыря до 1953 г. находился Загорский учительский институт (Загорский педагогический техникум).

Возрождение монашеской жизни Лавры относится к началу 1946 г. Патриарх Алексий I стал настоятелем, первым наместником по открытии был архимандрит Гурий (Егоров). Троице-Сергиева лавра оставалась основным местопребыванием патриархов до 1983 г., когда резиденция была переведена в московский Данилов монастырь.

Первая литургия была совершена в Успенском соборе в ночь на Пасху, 21 апреля 1946 г.

В 1949 г. в стенах Лавры возобновила деятельность Московская духовная академия, воссозданная в 1946 г.

15 ноября 1959 г. патриархом Алексием I был благословлен новый Устав Троице-Сергиевой лавры.

В лавре проходили Поместные соборы РПЦ 1971, 1988, 1990 гг.

В монастыре действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой лавры) и паломнический центр.