Санкт-Петербург

с. 85

Казанский собор Санкт-Петербурга

Миновав Тосну, Ижору, Козмино, ... Назимов достиг Царского Села, и 1 Марта благополучно прибыл в С. Петербург. пред благовестом к обедне. В Казанском Соборе отслушал литургию ...

 

Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) – один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга.

Построен на Невском проспекте в 1801-1811 гг. архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери «Казанской».

 

Андрей Воронихин  Казанская икона

В 1813 г. здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Михаил Илларионович Кутузов Могила М. И. Кутузова

В 1932 г. превращен в Музей истории религии и атеизма.

С 1991 г. – действующий храм, в течение нескольких лет сосуществовавший с экспозицией музея.

С 2000 г. – кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

Собор дал название Казанской площади, Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.

6 (17) сентября 1733 г. на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов.

Михаил Земцов Луи Каравак

Освящение храма состоялось 13 (24) июня 1737 г. в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения, в храм был перенесен чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретенной в Казани в конце XVI века. В 1747-1748 гг. живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».

В 1773 г. в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.

В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семен Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлен. В конце XVIII века еще один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.

От этой церкви осталась мраморная табличка, где высечена императорская корона, а под ней надпись, гласящая (дословно полный текст в современной орфографии): «Благоволением Бога Троицы славимого Отца и Сына и Святого Духа по указу благочестивейшей самодержавнейшей великой государыни императрицы всероссийской Анны Иоановны основана Церковь сия в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы на память явления Святого Ее образа казанского в лето от создания мира 7241е от Воплощения же Бога Слова 1733е сентября 6 дня» . Табличка размещена на стене внутри Казанского собора под иконой всех святых.

Император Павел I задумал превратить небольшую церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Невском проспекте в огромный собор, который мог бы соперничать с главным храмом католического мира – собором Святого Петра в Ватикане. К этому вынуждала его политическая обстановка в Европе, захват в 1798 г. Наполеоном острова Мальты, принятие Павлом титула Великого магистра Мальтийского ордена и отказ папы римского Пия VI признать российского императора в этом качестве. Еще в 1783 г., будучи наследником престола, Павел Петрович восторженно писал из Рима митрополиту Платону о величии собора Святого Петра. Противостояние Ватикану только усилило стремление иметь новый кафедральный храм.

В 1799 г. указом императора был объявлен конкурс на проект нового собора. В конкурсе приняли участие лучшие архитекторы того времени: Пьетро Гонзаго, Андреян Захаров, Чарлз Камерон, Джакомо Кваренги, братья Михайловы, Луиджи Руска, Василий Стасов, Джакомо Тромбара, Жан Тома де Томон и другие. Высочайшее одобрение получил проект Камерона, но через несколько недель император отозвал свое решение. В итоге ни один представленный проект не был утвержден.

Через год граф Александр Строганов, бывший в 1800-1811 гг. президентом Императорской Академии художеств и куратором строительства, сумел добиться, чтобы работы поручили его протеже, бывшему крепостному, тогда еще молодому и неопытному Андрею Воронихину. До этого Строганов посылал своего талантливого крепостного в Москву, обучаться архитектуре у Василия Баженова, а затем, дав ему вольную, отправил вместе с собственным сыном учиться в Париж и Женеву (1786-1790). Проект Воронихина, имевший множество недостатков, получил одобрение, а граф Строганов, стремившийся через своего воспитанника войти в историю строительства знаменательного храма, стал председателем попечительского совета при строительстве собора. «Построение Казанской церкви он рассматривал как главное дело своей жизни… Собор должен был прославить и его имя, как имя президента Академии художеств».

Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 г. в присутствии императора Александра I. Помощником Воронихина выступил архитектор и гравер Николай Алферов, в целом к работам «не были допущены ни один иностранный художник или рабочий» . Строительство завершилось в 1811 г., расходы составили 4,2 миллиона рублей.

Вопрос о композиционном прототипе Казанского собора остается неясным. Вопреки изначальному заданию, петербургский храм мало похож на собор Святого Петра в Риме. Сам Воронихин в качестве прототипов своей композиции называл собор Святого Павла в Лондоне, церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, базилику Сан-Марко в Венеции, церковь Святой Женевьевы (Пантеон) в Париже. Но все они имели значение не композиционного прототипа, а иконографического символа.

Здание строили в 1801-1811 г. при императоре Александре I. В плане Казанский собор представляет собой «латинский крест» и колоннаду (с северной и южной стороны собора) в виде песочных часов, важнейшего масонского символа течения жизни и неминуемой смерти, что (как и наличие символа «Всевидящего ока» в треугольном фронтоне над западным, южным и главным северным входами в собор), дало основание некоторым историкам видеть в этом здании масонский храм (граф Строганов и архитектор Воронихин действительно были видными русскими масонами. Строганов занимал высокие должности в масонских ложах Пруссии и Франции, участвовал в создании ложи Великий восток Франции, был членом знаменитой ложи «Девять Сестер»). Однако задуманная композиция собора из-за недостатка средств достроена не была.

Еще одно важное произведение собора – реплика бронзовых рельефов «Райских врат» флорентийского баптистерия, созданных Лоренцо Гиберти. Микеланджело назвал это произведение «вратами рая». Рельефы отлиты по гипсовым слепкам, хранившимся на Литейном дворе петербургской Академии художеств. Воронихин несколько изменил расположение рельефов и скомпоновал их в мраморном обрамлении дверей северного портика Казанского собора.

Интерьер собора впечатляет могучей красотой. Разные породы мрамора и гранита создают изысканное колористическое решение.

1 января 1811 г. автор проекта Казанского собора, архитектор Андрей Воронихин, был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. 15 (27) сентября 1811 г. митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 г. В 1812 г. сюда доставлены трофеи: военные французские знамена, штандарты, ключи от покоренных городов и личный жезл наполеоновского маршала Даву. В 1813 г. в левом приделе собора был захоронен фельдмаршал М. И. Кутузов. Над гробницей Кутузова поместили список иконы Богоматери Смоленской, бывший в сражении под Бородино в 1812 г.

 Огюст Монферран

До конца 1829 г. продолжалась работа по отделке интерьеров, которой руководил архитектор Огюст Монферран.

Наружные рельефы выполнены по моделям лучших скульпторов русского классицизма XIX века: И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. В нишах северного фасада установлены четыре бронзовые статуи:

св. Владимира и св. благоверного князя Александра Невского (по моделям С. С. Пименова):

Св. Владимир Св. благовернй князь Александр Невский

 

Св. Иоанна Крестителя (по модели И. П. Мартоса) и св. Андрея Первозванного (по модели В. И. Демут-Малиновского):

Св. Иоанн Креститель Св. Андрей Первозванный

На двух пьедесталах боковых порталов намечалось установить фигуры архангелов Гавриила и Михаила, но отлить из бронзы их не удалось, и в 1827 г. временные гипсовые модели были удалены. Из барельефов в интерьере сохранилось всего два: «Несение креста» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» Ж. Д. Рашетта, остальные удалили в 1814 г.

Иконостас собора, спроектированный Воронихиным, не был создан (его проект сохранился).

 К.А. Тон

Другой был сооружен в 1834-1836 гг. по проекту архитектора К. А. Тона, он был облицован листовым серебром из взятых обратно у французов казаками донского атамана М. И. Платова похищенных церковных ценностей. Через 30 лет серебром были облицованы иконостасы северного и южного приделов. Иконы писали академики живописи императорской Академии художеств: В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, Ф. П. Брюллов, С. С. Щукин, О. А. Кипренский и другие. Многие из них ныне хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге. Иконы Царских врат написал В. Л. Боровиковский. В отдельном киоте слева находилась главная святыня собора – икона Казанской Божьей Матери в окладе из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом. Иконостас по проекту К. А. Тона, мало согласующийся с архитектурой интерьера, был воссоздан в 2000-х гг.

Снаружи, на выступе апсиды имелся большой список иконы Богоматери Казанской, созданный в 1865 г. И. А. Тюриным. Уничтоженный в 1930-х гг., образ был воссоздан в 2000-х гг.

В 1837 г. на площади перед собором на высоких гранитных пьедесталах установили памятники фельдмаршалам Кутузову (с восточной стороны) и Барклаю-де-Толли (с западной) работы скульптора Б. И. Орловского.

Первый ремонт в соборе прошел в 1844-1845 гг., второй, включавший в себя реставрацию иконописных образов и стенной росписи, – в 1862-1865 гг.

27 октября (8 ноября) 1893 г. в соборе отпевали композитора Петра Ильича Чайковского.

21 февраля (6 марта) 1913 г. в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых произошла давка, по официальной версии, унесшая жизни 34 человек.

24 мая (6 июня) 1917 г. в соборе путем «свободного голосования клира и мирян» состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин.

18 января 1921 г. митрополит Вениамин освятил «пещерный» зимний придел священномученика Гермогена, патриарха Московского.

Гонения на Церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 г. церковных ценностей. По приблизительным данным, из храма было изъято около 2 тонн только одного серебра. Погиб уникальный серебряный иконостас: серебро переплавили, и оно исчезло бесследно. В 1923 г. собор перешел к обновленцам и с середины 1920-х гг. служил кафедральным собором обновленческой Ленинградской митрополии. 25 января 1932 г. был закрыт, а 15 ноября 1932 г. в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950-1956 гг. была проведена реставрация интерьера, а в 1963-1968 гг. – фасадов.

Богослужения возобновились 25 мая 1991 г. в левом приделе. В следующем году был освящен главный придел. 30 апреля 1994 г. на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 г. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 г. собор был окончательно возвращен РПЦ и получил статус кафедрального.

Главная святыня храма – чтимый образ Казанской иконы Божией Матери. Большинство авторов считают, что эта икона является списком с чудотворной иконы, обретенной в Казани в 1579 г.

Царица Прасковья

Существует предположение, что она написана по заказу Прасковьи Феодоровны (1664-1723), вдовы царя Иоанна V Алексеевича и привезена ею в Санкт-Петербург по повелению Петра I в 1708 или 1710 гг. Исходя из донесения в 1727 г. в Синод священника Рождественской церкви на Петербургской стороне Иоанна Стефанова, этот «образ по обещанию вновь написан и украшен достоблаженной памяти царицей и великой княгиней Прасковьей Феодоровной и от нас немалым иждивением». По мнению священника и историка Николая Романовского (XIX-XX вв.) выражение «вновь написан» следует понимать как «вновь переписан», или полностью реставрирован. В этом случае, по мнению доцента Санкт-Петербургской Духовной Академии Владимира Некрасова, написание этой иконы может относиться к концу XVI или XVII векам.

С 1811 г. икона находилась в Казанском соборе. После его закрытия в 1932 г. икону удалось спасти и после пребывания в других храмах города в конце 1930-х гг. ее перенесли в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне. В 2001 г. икону вернули в Казанский собор и установили слева от Царских врат.

Другие почитаемые образы в настоящее время не находятся в соборе:
- икона Спасителя в иконостасе;
- иконы святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, подаренные Михаилом Кутузовым;
- Голгофа с частицей Живоносного Гроба, устроенная по проекту Николая Никонова в 1891 г.;
- икона Воскресения Христова, также с частицей Гроба Господня, присланная в 1906 г. Дамианом, патриархом Иерусалимским.