рочная женщина, недостойная ухаживать за ребенком. У Не-
мировича-Данченко офицер шантажирует сестру Васильеву,
грозясь огласить ее прежнюю жизнь. Но, необходимо отме-
тить, что, ставшая сестрой милосердия, – абсолютно не типич-
ная героиня русской литературы вплоть до конца Первой ми-
ровой войны.
К концу XIX – началу XX века формируется целый пласт
литературы о сестрах милосердия, ориентированной, прежде
всего, на детскую и юношескую аудиторию (П. А. Сергеенко
«Сестра милосердия», К. В. Лукашевич «Даша Севастополь-
ская», Т. П. Мятлева «Сестра милосердия», Л. А. Чарская
«Сестра Марина», Кукель [В. А. Лунин] «Сестра милосердия» и
др.). Так как сестринское дело добровольное, одной из задач
автора становится показать, как женщина решает принять на
себя столь нелегкий труд. Изначальное положение девушки
можно охарактеризовать как конфликт с окружающим ее ми-
ром, обозначенный либо происходящий в душе героини. По-
этому стать сестрой – это всегда уход (от своей неустроенной
жизни, без смысла, без семьи, без любимого человека). Это зна-
ковое событие, уязвляющее общественные представления о
«правильной» женской роли, иногда оно даже трактуется как
нарушение приличий, ведь «женщинам и девушкам стыдно и
невозможно быть сиделками в госпиталях» [14, с. 24], видеть и
прикасаться к обнаженному мужскому телу. Но в Англии Ф.
Найтингейл уже удалось переломить это представление, сест-
ринское дело стало благопристойным занятием для женщины.
Мотивация ухода в сестры милосердия ограничена не-
сколькими вариантами. В первом обеспеченная девушка, не-
довольная праздностью и скукой своего положения, решает
пойти в сестры. Для второго характерна изначальная обособ-
ленность девушки, ее сиротство (К. Лукашевич) либо марги-
нальный статус (В. Немирович-Данченко). Она всеми прези-
раема и унижена,
«каждый обидеть может».
Поэтому ее забот-
ливость в сестрах звучит в христианском духе: в ответ на го-
нения – великодушие и любовь к людям. Происходит и объеди-
нение двух вариантов в образе сироты, живущей в доме бога-
тых родственников и не принимающей такую жизнь (Л. Чар-
ская). Следующим распространенным мотивом ухода стано-
вится личная трагедия, когда женщина, потеряв любимого
мужа/жениха и/или детей, пытается изжить свое горе в забо-
те о других страдальцах (П. Сергеенко, Т. Мятлева, Л. Чар-