скому предписанию проявлять милосердие к бедным [22, с.
17].
Л. А. Чарская буквально соотносит образ сестры милосер-
дия с образом Христа. Сестры, отрекающиеся от своей преж-
ней жизни ради каждодневной заботы о больных и раненых,
«обреченные на великую бескровную жертву во имя Господне»,
уподобляются Христу, жертвующему собой ради человечества.
Это сравнение детально прописано. Красный крест выступает
как
«символ ее <сестры – О.С.> самоотречения, символ прине-
сения в жертву людям ее молодых сил, ее юной, едва пробуж-
дающейся жизни»
(Л. Чарская «Сестра Марина»). Посвящение в
сестры происходит на Пасху, когда девушки должны умереть
духовно для прежней жизни и воскреснуть для нового пути –
самоотречения.
«Находим в этом образе и сопряжение с образами христи-
анских подвижниц и святомучениц»,
– пишет И. Герасимова [4,
с. 190]. Сёстры милосердия часто назывались святыми, ангела-
ми, что отвечает западноевропейской традиции. Наименова-
ние сестры милосердия святой становится нарицательным.
Вызвано это схематичностью и формализованностью образов
тех и других. Как пишет В. О. Ключевский об образах святых в
житиях,
«дорога не живая цельность характера с ее индивиду-
альными особенностями и житейской обстановкой, а лишь
та сторона его, которая подходит под известную норму, от-
ражает на себе известный идеал»
[5, с. 436] вплоть до того,
что форма
«господствует над содержанием, подчиняя послед-
нее своим твердым, неизменным правилам»
[5, с. 358]. Рассказ
о сестре милосердия похож на житие: в центр нравственно-
назидательного повествования помещается типический идеа-
лизированный образ, служащий образцом для читателей. Соот-
несение со святыми настолько артикулировано, что мотивы,
типичные для житий, появляются в повествованиях о сестрах
милосердия. Сестра Васильева выхаживает больного, обречен-
ного на смерть, все расценивают это как чудо (В. И. Немиро-
вич-Данченко «Сестра Васильева. В тифозном царстве»). В по-
вести «Сестра Марина» Л. А. Чарской присутствуют: заступни-
чество «святой» сестры за оступившуюся героиню, неестест-
венные самоотверженность и самоотречение сестер, спасение
от смерти злейшего врага.
К житийным мотивам относятся и сопоставление героини
с ангелом,
«мотив бесплотной жизни»,
восприятие ее окру-