лаков не скупать хлеб и не поднимать цен. Однако борьба «с
народной психологией и политической экономией» оказалась
безуспешной. Тогда возникла счастливая мысль – прибегнуть к
резерву: из запасной житницы богатого монастыря на рынок
поступил хлеб по более низким ценам. И цель была достигнута:
торговцы испугались потока хлебных запасов, так как считали
их неисчерпаемыми, и снизили цены. «Это была больше психо-
логическая, чем политико-экономическая операция», считал
Ключевский, которая вскоре была повторена с прежним успе-
хом.
На общем фоне состояния страны Ключевский повествует
о благотворительной деятельности «отдельных лиц, которые
продолжали светить из своей исторической дали». «Их пример
в трудные минуты не только ободряет к действию, но и учит,
как действовать». Автор привлекал внимание слушателей (и
читателей) к деяниям «давнишней доброты», напоминал о жиз-
ненном завете прошлых лет: «жить – значит любить ближнего,
то есть помогать ему жить; больше ничего не значит жить и
больше не для чего жить». Этими словами закончил В. О. Клю-
чевский лекцию «Добрые люди Древней Руси».
Примерно в те же годы (в 1892 или 1893) Ключевский за-
писал афористическое изречение, близкое по мысли к вышепе-
речисленным работам: «Истинно цель дела благотворительно-
сти не в том, чтобы благотворить, а чтобы некому было благо-
творить».[9]
Тема важности «унаследования путем исторического вос-
питания понятий добра, чувства сострадания, любви к ближ-
нему, стремления к нравственному идеалу» развивалась и в
других работах Ключевского, в частности в статье «Два воспи-
тания».
В. О. Ключевский имел богатейший преподавательский
опыт. Давать уроки он вынужден был еще мальчиком, репети-
торством жил в студенческие годы, а впоследствии изо дня в
день читал лекции в Московском университете в течение 30
лет, в Московской духовной академии — 36 лет, в Александ-
ровском военном училище – 17 лет, на Высших женских кур-
сах – 16 лет, в Училище живописи, ваяния и зодчества – 10
лет. Если суммировать все годы его профессорско-
преподавательской деятельности, то получится 109 лет (при
этом не учитываются его частные уроки, публичные лекции и
выступления в других аудиториях)! Не удивительно, что вопро-