просветится».[13] Говоря об учреждении Г стране дорогих дво-
рянских кадетских корпусов, инженерных школ, академии ху-
дожеств, гимназий, о том, что в барских оранжереях разводи-
лись тропические растения, Ключевский замечал как бы мимо-
ходом – только вот не открыли ни одной чисто народной обще-
образовательной или земледельческой школы.
В настоящую книгу входят несколько статей, в которых
развернута картина российского XVIII века: «Два воспитания»,
«Н. И. Новиков и его время», «Недоросль Фонвизина», «Евгений
Онегин и его предки»; об этом периоде русской истории гово-
рится и в его речах о А. С. Пушкине и в других работах Клю-
чевский считал, что XVIII век важен и для правильного пони-
мания современного состояния русского общества, и для уяс-
нения тенденций его последующего развития Вспоминая Н. И.
Новикова, который сослужил русскому просвещению неповто-
римую службу, Ключевский умел сказать о нуждах и недостат-
ках современного ему просвещения в России. В деятельности
просветителя и его друзей историк показывал русское общест-
во, как он выразился, «с обеих сторон, лицевой и оборотной» и
«перебирал в памяти» целый ряд явлений «в умственной и
нравственной жизни» этого общества.
Ключевского всегда интересовало творчество русских пи-
сателей и поэтов. Их произведения он ценил не только как ху-
дожественную литературу, но и как своеобразный источник,
наиболее ярко и доступно отразивший подлинную жизнь. Рас-
сматривая произведения классической русской литературы, он
видел свою задачу в том, чтобы встать подле читателя (или
зрителя) с осторожным комментарием, превратившись в нена-
вязчивого, но внятного суфлера. Легко и остроумно вводил
Ключевский своих «подопечных» в ту или иную историческую
эпоху, погружал их в атмосферу прошлых лет, терпеливо что-
то объяснял и знакомил невзначай с подлинными документами
времени.
Комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль» Ключевский назвал
бесподобным зеркалом жизни, где автору «удалось стать прямо
перед русской действительностью, взглянуть на нее просто,
непосредственно, в упор, глазами, не вооруженными никаким
стеклом, взглядом, не преломленным никакими точками зре-
ния, и воспроизвести ее с безотчетностью художественного по-
нимания» Как всегда своеобразно и оригинально, рассматри-
вал Ключевский пьесу и ее героев. Например, Митрофан, счи-