ре? — Обложить сердце теплотой благодати Святого Духа.
Наше немилосердие, неумолимость, беспощадность к людям
есть непроходимая завеса между нами и Богом. Это, как если
бы мы закрыли растение черным колпаком, а затем стали бы
сетовать на то, что оно гибнет без солнечных лучей».
5
. Формы милосердия и упование на милость Божию
Милосердие должно проявляться как в материальной помо-
щи нуждающимся, так и в моральной поддержке, в молитве.
На Страшном Суде будут помилованы не только те, кто напо-
ит, накормит и оденет имеющих этом нужду, но и те, кто посе-
тит болящих или в темнице сидящих и добрым словом утешит
их. Такая форма милосердия посильна всем.
Кому Господь даровал здоровье, тот легко может приумно-
жить этот дар Божий (талант) делами милосердия: или пости-
рать болящему, или в его помещении прибрать, или на его ого-
роде поработать, или воды ему принести, или дрова загото-
вить, как это делал святитель Иоасаф Белгородский. Он не
только все свои доходы тратил на бедных, но и своими руками
колол дрова, которые покупал для вдов и сирот… А ведь был
епископом!
Пример милосердия Господь показал нам в притче о ране-
ном разбойниками и о самарянине. Совершенно чужой и не-
знакомый человек проявил заботу о попавшем в беду, как са-
мый близкий и родной. Он перевязал ему раны, употребив на
это все свои запасы вина и елея, на своем осле отвез его в гос-
тиницу и хозяину гостиницы обещал уплатить за все издержки
по уходу за больным вплоть до полного его выздоровления. Вот
какую сердечную заботливость, внимательность и предусмот-
рительность проявил милосердный самарянин по отношению к
незнакомому человеку, который, по всей вероятности, был ев-
рей, а евреи презирали самарян и не хотели иметь с ними ни-
чего общего. И, несмотря на это, милосердный самарянин так
усердно и милостиво помог этому человеку, попавшемуся в ру-
ки разбойников.
Это и для нас хороший пример: помогать нашим врагам.
Преуспевший в своем милосердии праведник, доктор Гааз,
пишет:
«Не смущайтесь пустыми условиями и суетными пра-
вилами светской жизни. Пусть требование блага ближнего
одно направляет ваши шаги.