Божий, упование… Ужасаемся оскудения, боимся обнищать. О
причине сего метко говорит св. Августин:
«Надежда еще не
достигла своего совершения: и яйцо есть зародыш, но еще оно
не цыпленок».
Вот, когда зародыш нашей надежды на Бога со-
зреет и оживет, как цыпленок, вылупленный из скорлупы, то-
гда не будет ужасать нас оскудение благ земных и тогда мы
сами будем искать случая, кому в чем помочь, а в нищете сво-
ей будем уповать лишь на Господа.
Назидательны слова св. Иоанна, патриарха Александрий-
ского, после потери 13 церковных кораблей с пшеницей. Он
сказал:
«Господь дал. Господь и взял; как угодно было Господу,
так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! Потер-
пите, дети, и ничего не бойтесь!.. Бог предохранил меня от
большого греха: не случись этого, и я превознесся бы умом, воз-
гордился бы тем, что подаю многую милостыню бедным, и
имел бы о себе высокое мнение, что я щедролюбив; а потому
справедливо любящий Отец тщеславного сына наказал, что-
бы он не превозносился. Бог милостиво нас увещевает, нанес-
ши нам несколько ран, чтобы мы пришли в чувство и скорее
бы обратились к Нему. Но Он есть тот же самый Бог, Кото-
рый был и во время Иова, столь же всемогущий и столь же
милосердный — Он не оставит нас».
В скором времени Господь сугубо вознаградил его потерю.
Истинное упование на Бога есть то, когда мы находимся в
крайне тяжелых условиях, в большом притеснении, в большой
нужде и бедности, но не падаем духом и своим терпением по-
беждаем все невзгоды.
У Господа есть два неиссякаемых источника: один — про-
визии и всех других предметов, необходимых для жизни; дру-
гой — милосердия и духовных дарований. Из этих двух источ-
ников Господь посылает, кому что полезнее для души и кто что
может вместить.
Кто познал сладость любви Божией к ближним, тому не
приходится нудить себя на милосердие, оно как следствие вы-
текает из причины — любви. И чем совершеннее любовь, тем
полнее и совершеннее милосердие.
Доктор Гааз был прежде очень богатым. Он имел суконную
фабрику и большое имение. Но по мере того, как сердце его
разгоралось великой любовью к бедным, больным, заключен-
ным, ко всем несчастным, он постепенно употребил все свое
богатство на них и дошел до того, что хоронить его пришлось