О жизни В. Беккера, автора книги о казаке Андрее Назимове, сведений очень мало. Известно лишь то, что он являлся автором нескольких книг в жанре «путешествия».
Сам Назимов вел дневник во время своего путешествия, фиксируя точную дату (месяц и число), количество пройденных верст и рассказывая о месте, которое он посетил, и о людях, с которыми в этом месте и на пути к нему встретился. (Беккер в конце книги приводит отрывок из дневника Назимова).
Можно сказать, что книга Беккера соединяет в себе два жанра: путешествий и паломничества.
Наиболее полное и точное определение жанру путешествий дал Виктор Мирославович Гуминский, советский и российский ученый-филолог, литературовед и писатель, доктор филологических наук, профессор: «Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о чем-либо, в первую очередь незнакомых читателю или малоизвестных, странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников журналов), очерков, мемуаров. Помимо собственно познавательных, путешествие может ставить дополнительные – эстетические, политические, публицистические, философские и другие задачи».
Если сказать коротко, то путешествие – литературный жанр, в основе которого – описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником городах и странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.
Можно сказать, что жанр путешествий – уникальный и особый, который возник в литературе достаточно поздно. Он появился тогда, когда оседлая жизнь людей, не связанная ни с какими перемещениями дальше своего села, своего города, своего княжества, изменилась. Это была эпоха географических открытий новых материков и континентов, начались плавания в другие страны. И первое впечатление от происходящего на только что открытых землях стало предметом изображения в путешествиях. Авторы рассказывали о том, что увидели и услышали.
Центральная фигура, мера всех вещей в литературе путешествий – человек, он странствует, попадает в неведомые города и села, постигает их историю, географию и этнографию, общественное устройство и законы, видит изнутри жизнь народа, изучает его обычаи и привычки. То есть духовно развивается и обогащается. В то же время, человек в пути постигает самого себя, лучше понимает свой характер, интересы, духовные корни и традиции, свою страну и свой народ, все познает в сравнении. Понятны поэтому привлекательность этого жанра для писателей и его популярность среди читателей.
Жанр путевых записок появился в русской литературе достаточно поздно: в конце XVIII века на основе эволюции паломнического и светского путешествий. Путешествия тогда вошли в моду, а писатели открыли для себя новую тему – обычаи и нравы разных уголков России и зарубежья, забавные или трагические случаи в пути, знакомства с интересными людьми.
В 1790 г. вышла книга Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», а в 1797 г. появились «Письма русского путешественника» Николая Карамзина.
Жанр этот был и остается любимейшим в русской литературе. И это не случайно: дороги в России всегда олицетворяли нечто большее, чем просто направление движения. Классические произведения русской литературы напрямую связаны с дорогой. Вот движется кибитка с Чичиковым, покупающим «мертвые души». А по кавказским дорогам странствует офицер Печорин по казенной надобности. В дороге случилась метель, и новобрачные заблудились, что стало основой пушкинской повести «Метель».
Кстати, и сам Пушкин писал о своих поездках: в 1829 г. он побывал в турецком городе Арзруме (сегодня – Эрзурум). Поэт несколько раз редактировал свои путевые заметки, частично публиковал их и, наконец, в 1836 г. издал очерк целиком под названием «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года».
В начале XX века много путешествовал по России и миру Александр Куприн. Его дорожные впечатления стали основой для произведения «Юзовский завод», циклов «Югославия» и «Лазурные берега».
Скажем несколько слов и о жанре паломнических записок, то есть о заметках, в которых рассказывается о путешествии верующих людей по Святым местам.
Паломничества к святым местам создали в русской литературе особый литературный жанр «хождений», «странников», «путников» – описаний паломнических путешествий.
Самыми известными произведениями жанра «хождения» или «хожения» древнерусской литературы XII-XV веков являются: «Хождение во Святую землю» игумена Даниила, примерно четвертый–шестой годы XII века. До нас дошло 150 его копий, что означает невероятную популярность этого текста.
Также известны и распространены в древнерусской книжности были «хождения» Антония Новгородского (мирское имя – Добрыня Ядрейкович; нач. XIII в.), Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина (XIV в.), иеродиакона Зосимы (XV в.), купца Василия Познякова, Трифона Коробейникова (XVI в.), монахов Арсения Суханова, Ионы Маленького (XVII в.), Ивана Лукьянова (1702 г.) и др.
Жанр хождений «расцвел» в нашем государстве после принятия Русью Христианства в 988 г.: участились путешествия в Константинополь и на христианский Восток, главным образом – в Палестину. К интересам торговым и военным, которые руководили путешественниками дохристианской поры, прибавились теперь и задачи русской церковной организации. Представители Русской Православной Церкви отправлялись на Восток за книгами, иконами и другими предметами религиозного культа, а также для укрепления связей с более авторитетными церковными организациями.
Среди «хождений» известны так называемые «путники» – краткие указатели маршрутов, содержавшие только перечень пунктов, через которые пролегал путь паломника из Руси в Святую землю.
Он поставил перед собой более скромные цели: «взглянуть на Помазанника Божия», т.е. на императора Николая I. Также казак «положил себе за непременный долг ... особенно обращать благоговейное внимание на все то, что относится к нашей отечественной святыни», чтобы по возвращении рассказать об этом своей семье и землякам. При столь скромных целях этот путь, однако, занял у него около двух лет.
Последуем же за ним и мы...