с. 88 - 94

Валаам

... и в половине Марта достиг Валаама.

Валаамский
Спасо-Преображенский монастырь

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь – ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви, расположенный на островах Валаамского архипелага на территории России в Республике Карелия.

По преданию, во времена распространения Христианства, апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Святое Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошел в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест.

 Андрей Первозванный

По одной из двух концепций возникновения монастыря, спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство. Письменные источники («жития»), свидетельствующие о жизни и деяниях преподобных, считаются утраченными.

Вторая концепция относит основание монастыря к X-XI векам. Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 г.

Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. Валаамский монастырь упоминается в житии Савватия Соловецкого. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 г.

 Сергий и Герман  Савватий Соловецкий

По документальным источникам, основание монастыря произошло в 1407 г. Об этом написано в истории Валаамского монастыря. Если же верить Софийскому свитку, то годом создания можно считать 1329 г. Письменный источник гласит, что в XIV веке на архипелаг явились паломники во главе с Германом и Сергием. Они решили отречься от житейских благ и стали жить на Валаамском острове. Там иноки проповедовали христианскую религию среди местного населения и заложили обитель с общежитием для монахов.

Основатель Спасо-Преображенской обители был мудрым и сильным духом человеком, и поэтому она изначально процветала и привлекала к себе множество паломников не только Руси, но и всех стран мира. Особый расцвет приходится на XV-XVI века. В те времена число монахов в обители достигало 600 человек. Они трудились на благо монастыря и усердно молились в своих кельях и скитах.

Многократные войны России со Шведами не прошли даром для Валаамского монастыря. Много раз он подвергался набегам шведов. Некоторые монахи мужественно защищали обитель и приняли мученическую смерть. Но многие спасались бегством, бросив монастырь на произвол судьбы.

В начале XVII века Валаамский архипелаг стал территорией Швеции, и монастырь был полностью разорен. Возрождение обители началось после Северной войны, когда остров вновь вернулся России. По указанию Петра Великого в 1715 г. началось восстановление монастыря, и произошла закладка Успенского собора.

К 1730 г. были готовы деревянный храм и ограда вокруг обители. Но им не суждено было долго простоять. В 1754 г. случился пожар, и все постройки сгорели. Государыня Елизавета всячески содействовала и помогала в воссоздании обители, но, несмотря на это, в 1765 г. здесь жили только 11 монахов.

К 1774 г. количество построек в монастыре увеличилось. Возвели и освятили собор Преображения Господня, построили большие помещения для келий и две отапливаемые церкви: Никольскую и Успенскую.

В 1781 г. началось строительство зданий из камня. Это произошло после принятия управления монастырем игуменом Назарием. В 1805 г. закончилось строительство церкви при местной больничке, построенной в северной части обители, а также надвратного храма во имя святых Петра и Павла в южной части. В то же время в монастыре возвели свою колокольню, высота которой равна 72 метрам. Вес большого колокола достигал 1000 пудов. Его отливали немного позже, чем построили здание колокольни.

С 1811 г. местность, на которой располагался монастырь, перешла в подчинение Финляндского Княжества. Губерния стала называться не Финляндской, а Выборгской. Но до 1892 г. обитель оставалась под началом Петербургской епархии, а затем отошла к митрополитам Финляндии.

К XIX столетию Валаамская обитель вновь расцвела. Многие архитектурные строения были возведены именно в это время. Они дошли до наших дней и считаются памятниками архитектуры. В 1839 г. сменился игумен монастыря. Церковная Епархия назначили на эту должность игумена Дамаскина.

Игумен Дамаскин

За 42 года пребывания во главе монастыря он построил много зданий, проектами которых занимались только известные опытные архитекторы. Академик Алексей Горностаев первым был приглашен из Петербурга.

При игумене Дамаскине монахи жили в особой строгости, и была возвращена традиция старчества. Молодые монахи находились на попечении опытных старцев, совершая многочасовое послушание путем благотворного труда и беспрекословного посещения богослужений. За благословением и советом от мудрых старцев многие паломники приезжали издалека. Члены царской семьи были частыми гостями в Валаамской обители, приезжая сюда отдохнуть от житейских проблем и суеты и постигнуть сущность бытия. Многие известные писатели, художники, композиторы также любили посещать святое заповедное место.

При игумене Дамаскине было запланировано возведение огромного Спасо-Преображенского храма вместительностью на 3 тысячи человек. Но Дамаскин не успел воплотить в жизнь свои начинания. После его кончины монастырь возглавил игумен Ионафан II, при котором величественный собор был достроен.

По задумкам подвижников Валаама, монастырь должен был стать вторым Иерусалимом. В связи с этим к началу XX века в обители и ее окрестностях стали встречаться названия из Нового завета. К началу XX века количество монахов в обители достигало тысячи человек.

В советские годы Валаамскому монастырю удалось избежать закрытия и разрушения, чему подверглось большинство церквей России, так как территория принадлежала Финляндии. Но действия новой власти значительно изменили жизнь обители. В Финляндии православная вера была в меньшинстве, основная религия страны была лютеранская. В связи с этим власти негативно и предвзято относились к монастырю и его обитателям.

По приказанию финских чиновников архиепископ Серафим (Лукьянов) должен был читать богослужения на финском языке. Для заучивания ему дали три месяца. На экзаменационные испытания священнослужитель не пришел. За это его наказали, отправив в ссылку на остров Коневец.

Скоординировав свои действия с эстонскими властями, которые также была противником Православия, финские чиновники решили дерусифицировать Валаамский монастырь. Для этого из Эстонии был приглашен священник Герман Аав. С ноября 1923 г. он был назначен епископом Карельским. При Германе Ааве для монастыря наступили тяжелые времена. Финляндия оборудовала Валаамские остров оборонительными укреплениями на случай войны с СССР. Службы в храмах обители стали проводить строго на языке финнов.

Епархия Православной церкви в Финляндии по принуждению власти приняла западную Пасхалию. Обитель Валаама тоже была вынуждена перейти на григорианский календарь. Это стало причиной нарушения спокойного хода жизни в монастыре. «Старостильные» монахи противились нововведениям и отказывались подчиняться новому архиепископу. Десятилетнее противостояние закончилось появлением в обители финского спецназа. Многие монахи были вынуждены тайно покинуть монастырь, бежав в европейские страны.

В 30-е гг. обитель переживала тяжелые времена. Денег катастрофически не хватало, служители жили в нищете и голоде. Всего в монастыре проживало около 400 человек: 300 монахов и 100 наемных рабочих и трудников.

В ходе Советско-финской войны монастырь был в эпицентре военных событий. Многие жители обители были подданными Финляндии и в начале 1940 г. бежали в свою страну. С собой они унесли из обители много ценных вещей. 18 марта с колокольни Спасо-Преображенского собора раздались двенадцать прощальных ударов благовеста, возвещавших о закрытии обители. Впоследствии бежавшие монахи основали на территории Финляндии новый монастырь, в котором соблюдались прежние правила и уставы.

Осенью 1940 г. в монастырских корпусах создали военно-морское училище, выпускающее юнг и боцманов. Первый выпуск молодых специалистов в 1941 г. был отправлен на защиту блокадного Ленинграда. В конце войны на острове был построен Питкярантский целлюлозный завод, возобновили работу метеостанция, было организовано лесничество.

После Советско-Финских военных действий Валаамский архипелаг снова перешел во владение России. Здания обители советские власти стали использовать для гражданских потребностей. В 1950 г. его отдали под дом инвалидов, который просуществовал до 1984 г. Сюда принудительно привозили людей с ограниченными способностями. В 60-х гг. власти стали организовывать экскурсионные туры для туристов, желающих увидеть Валаам. Музей-заповедник начал работать с 1979 г., позднее начались первые работы по реставрации памятников.

Прежняя жизнь в обители стала возрождаться с 1989 г. 18 сентября основные здания монастыря были возвращены Ленинградской епархии. Первые монахи пришли на Валаамский остров 13 декабря. Их было 6 человек. Они поселились в здании, где был изолятор дома инвалидов. Монахи старались придерживаться прежних обычаев обители, проводили службы строго по Уставу, возрождали знаменитый распев. Службы во имя преподобных проводились постоянно.

В 1991 г. обители присвоили статус старопигиальной. В январе 1993 г. архимандрит Панкратий по указу главного патриарха страны становится во главу монастыря. Часовня была возвращена монастырю 27 февраля 1994 г., и в тот же день прошло ее освящение. Первый колокольный звон тысячепудового колокола местные жители услышали 13 декабря 2005 г.

Значимое событие произошло в монастыре в 2007 г.: в сентябре здесь в течение трех дней гостил Патриарх Алексий II. В рамках визита он освятил храм в честь Валаамской иконы Божией Матери и провел там первую литургию.

В настоящее время на территории Валаамского монастыря восстановлены все архитектурные сооружения. Плохое воздействие на целостность зданий оказывают особые климатические условия. В связи с этим, реставрационные работы приходится проводить постоянно. С марта 2018 г. ведутся восстановительные работы в Авраамиевском ските. Одиннадцать из тринадцати скитов уже полностью восстановлены.

Коневский скит Никольский скит

Основной святыней Валаамской обители, ради которой на остров тянутся бесконечные потоки паломников, являются мощи преподобных Сергия и Германа.

  Валаамская икона

Святые останки хранятся в Спасо-Преображенском храме.

Не меньшее значение имеет Валаамская икона Божией Матери – работа инока Алипия, написанная в 1878 г.

 Валаамская икона