Православные праздники... Что представляют они собой и какую роль играют в жизни верующих людей? Определение понятия «православный праздник» есть почти во всех толковых словарях. Толкование В. И. Даля — создателя знаменитого словаря, выдающегося памятника русской национальной культуры, — гласит: «Праздничный день или праздник вообще — день, посвященный отдыху, не деловой, не работный будень; день, празднуемый, по уставу Церкви». Автор статьи «Праздники» в знаменитом Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона русский ученый Е. Аничков выделяет отдельно Праздники ветхозаветные, церковные и народные. О церковных он в частности пишет так: «Праздники церковные — дни, назначенные Церковью для торжественного чествования Господа Бога и святых». А ученый-лингвист Г. Н. Скляревская в составленном ею «Словаре православной церковной культуры», изданном к 2000-летию Христианства, определила понятие церковного праздника так: «День или дни особого прославления Бога, Богородицы, святых, а также особо отмечаемые Церковью и верующими в ознаменовании какого-либо события Священной истории». Приведем и несколько высказываний святых Отцов Церкви о праздниках:
Праздник — не праздность, а празднование, то есть отрадное ликование духа ради сознания великих милостей Божиих.
Свт. Феофан Затворник
Праздник есть явление благих дел, благочестивое настроение души и исправная жизнь. Если ты имеешь это, то всегда можешь праздновать.
Свт. Иоанн Златоуст
Праздник не для того, чтобы нам бесчинствовать и умножать грехи свои, но чтобы очистить и те, какие есть у нас.
Свт. Иоанн Златоуст
Кто празднует чистым сердцем, тот празднует с ангелами.
Свт. Филарет, митрополит Московский
Вся жизнь Церкви — это беспрерывное служение Богу, поэтому каждый день в Церкви — это праздник, ибо каждый день есть богослужение и воспоминание святых.
Св. Иустин Попович
Праздник есть не что иное, как радость. Радость же духовную и разумную производит не что иное, как сознание добрых дел. Поэтому, кто имеет добрую совесть и такие же дела, тот может постоянно праздновать.
Свт. Иоанн Златоуст
В 1000-летней истории Христианства на Руси Православные религиозные празднества утверждались на нашей земле постепенно, впитывая в себя и элементы древнеславянского культа. Это был сложный и длительный процесс. Народные праздники в процессе исторической эволюции очистились во многом от темных предрассудков и бесовской обрядности, хотя некоторые их элементы сохранились до сих пор. И в то же время, многие народные праздники помнятся и не ушли из нашей жизни безвозвратно только благодаря Церкви. Гонимая и поносимая более семи десятилетий XX века, она, отстояв веру христианскую, сохранила и народно-православную культуру русских праздников, ведь, как писал историк, академик Б. Рыбаков, «без непрерывной преемственности поколений нельзя представить себе 1000-летнюю традиционность всех разновидностей славянской духовной жизни».
Праздник всегда шагал в ногу с историей человечества, являясь живым организмом народа — организмом сложным, подвижным. И как человек, получающий свойства родителей, праздник в течение веков вбирал в себя черты исторической, религиозной, народной жизни. И, как всякий живой организм, он проходил основные этапы эволюции: младенчество (им было язычество), отрочество (его уместно соотнести с принятием Христианства и первыми веками его существования на Руси; подобно переходному возрасту, это, кстати, был наиболее сложный период), а «взрослость» праздника соотносится с веками утверждения и расцвета Христианства.
Принятие Христианства означало начало новой эпохи в жизни Руси. Языческая Русь к тому времени владела не только значительным сельскохозяйственным опытом, знаниями закономерностей природы и человеческой жизни, но и достаточно представительным пантеоном языческих богов, системой обрядов и верований, богатым фольклором. Вся ритмика праздников в дохристианской Руси была подчинена смене времен года, от которых зависел труд земледельцев. Русичам-язычникам после Крещения пришлось овладеть не только знаниями Православного учения, но и постичь, принять сонм христианских святых и соотнести это новое знание с прежними верованиями. Процесс этого постижения был сложным и длительным, и вполне естественно поэтому, что он нашел отражение и в праздниках: народные, языческие, — они активно вбирали и усваивали праздники христианские. Или даже правильнее будет сказать, что христианские праздники входили в жизнь, быт народа и переосмысливались в его сознании. Слитые воедино, они оказывали друг на друга влияние на протяжении веков, и это сложное соединение народного и православного начал сформировало стройную систему верований. Церковный календарь четко и органично вошел в трудовой ритм и стиль жизни православных россиян.
О значении православных праздников в жизни русского человека очень хорошо писал в конце XIX века известный русский государственный деятель, историк и юрист К. П. Победоносцев: «Как бы мы, верующие, жили здесь без этих праздников, как бы пуста и безотрадна показалась нам жизнь, посреди всей ее суеты, посреди гнетущих забот, посреди нужды и неправды! А всякая душа «скорбящая, озлобленная, помощи и милости от Бога требующая», без праздника, — куда бы девалась, на чем бы отдохнула от своей отчаянной скорби? Всякую душу, как бы ни была она погружена — и в молву людскую, и в безмолвие одиночества, — праздник призывает петь песнь Вседержителю Богу.
Слово это понятно и сочувственно русскому человеку, с детства воспитанному в благочестивом обычае, с детства знающему Церковь с ее праздниками. Русский человек всю свою жизнь, все свое рабочее время привык размерять по праздникам церковным. Русская душа отдыхает и радуется в церковный праздник, и благо тому, кого благочестивые родители с детства приучили чтить праздник, с радостным чувством ждать его и услаждаться его освящающею и возвышающею силой. А Церковь наша своим богослужением так торжественно обставила не только великие праздники, но и таинственное ожидание их для верующих, что праздник сам собою постепенно вступает в душу, озаряя ее тихим светом благодати...»
Напомним кратко о традиционной церковной дифференциации праздников. «В Православной Восточной Церкви нашей, — писал архиепископ Иннокентий в книге «О великих Господских и Богородичных праздниках», — издревле установлены и ежегодно в известные дни совершаются торжества в честь и воспоминание важнейших событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и в честь примечательнейших событий из жизни Пресвятыя Его Матери. Торжества сии на простом церковном языке называются праздниками; первые — Господскими, а вторые — Богородичными, и притом великими (в отличие от других, установленных по менее знаменитым случаям или в честь угодников Божиих), — и совершаются с особенной торжественностью».
Этих особых праздников — 12, и поэтому они называются двунадесятыми:
Вход Господень в Иерусалим (празднуется за неделю до Пасхи);
Вознесение Господне (празднуется на 40-й день по Пасхе);
Пятидесятница, или Сошествие Святого Духа на апостолов — Троица
(празднуется в 50-й день по Пасхе);
Рождество Христово (7 января);
Крещение Господне, или Богоявление (19 января);
Сретение Господне (15 февраля);
Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля);
Преображение Господне (19 августа);
Успение Пресвятой Богородицы ( 28 августа);
Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября);
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (21 сентября);
Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря).
Величайшим праздником для всех христиан является Пасха — Воскресение Христово. Это «праздников Праздник и Торжество из торжеств». Этот день настолько превосходит все остальные события Евангельской истории, что не входит даже в число великих.
По литургическому принципу внутри годового круга великие праздники разделяются на 2 категории: неподвижные (непереходящие), которые всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. Это 9 праздников из нашего списка, начиная от Рождества Христова и заканчивая Введением во храм Пресвятой Богородицы.
Вторая категория двунадесятых праздников — подвижные (переходящие): они принадлежат к так называемому пасхальному циклу — всегда отстоят на известное число дней от Пасхи и переходят в разные годы на те или другие числа. Это первые 3 праздника в нашем списке.
Праздник Пасхи также подвижный, он перемещается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая (по новому стилю) и может падать на любой из воскресных дней в этот период, в зависимости от того, на какой из этих дней приходится первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния (как определил I Никейский Вселенский Собор 325 года).
Особенностью великих двунадесятых праздников являются дни предпразднества, послепразднества и отдания праздника. Предпразднество предшествует празднику, подготавливая верующих к его встрече. Почти все двунадесятые праздники имеют по 1 дню предпразднества; Рождество Христово — 5 дней, Богоявление — 4 дня.
Попразднество продолжает празднование знаменательной даты, число этих дней неодинаково, от 1 до 8, а у Пасхи — 40. Последний день попразднества называется днем отдания праздника и отмечается особой торжественностью богослужения.
По значимости к двунадесятым праздникам, согласно церковной традиции, (это определяется значимостью воспоминаемых событий и торжественностью богослужения), приближаются великие недвунадесятые праздники:
Обрезание Господне (14 января);
Рождество Иоанна Предтечи (7 июля);
День святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля);
Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября);
Покров Пресвятой Богородицы (14 октября).
Кроме того, значительное место в церковном календаре занимают особо чтимые праздники. Одни из них имеют общенациональный характер и посвящаются самым любимым и почитаемым в народе святым. Например, праздник в честь святителя Николая Мирликийского, Чудотворца (дни памяти — 22 мая и 19 декабря); в честь нашего земляка преподобного Серафима Саровского (дни памяти — 15 января и 1 августа); день памяти пророка Божия Илии (2 августа), блаженной Ксении Петербургской (6 февраля) и т. д.
Другие особо чтимые праздники носят региональный характер — в каждой епархии или церковной области есть просиявшие здесь угодники Божии, или были явления Божией Матери через Ее чудотворные иконы...
Радуемся мы во дни светлых православных праздников, ожидаем их с нетерпением, наполняются наши души в такие дни особым светом и теплом. И трудно не согласиться с митрополитом Антонием Сурожским, который в своих «Беседах о вере и Церкви» заметил: «Участие в церковных праздниках — не просто благочестивое упражнение и литургическое событие, но событие, которое через Литургию, то есть совместное поклонение всех верующих, дает нам новое понимание значения праздника и делает нас участниками, на еще более глубоком уровне, того, что не только было, но есть».