Но
все
эти
переживания многократно
усиливались
,
так
как
не
представляли
частного
дела
одного
человека
,
а
имели
отношение
к
образу
власти
.
Он
–
один
из
тех
царей
,
кто
может
считаться
образцом
семейной
и
христианской
добродетели
.
Его
не
в
чем
упрекнуть
ни
по
отношению
к
своим
родителям
,
воле
которых
он
был
послушен
,
даже
находясь
на троне
,
ни
к
своей жене
и
детям
.
Кому
-
то
это
может
показаться
даже
скучным
,
но
не
стоит
торопиться
с
приговором
.
Надо
вспомнить
,
что
в
царствование Михаила Федоровича
были живы
многие
современники
более
интересного
для
автора
книги
царя
–
Ивана
Грозного
.
Они
знавали
размах
и
царской
кручины
и
его
гнева
,
не щадившего
ни
своих
детей
,
ни
своих
друзей
,
ни
целые
города
.
Новый
царь
Михаил
Федорович
сознательно
выбирал
осторожный
путь
правления
–
не
через
потрясения
,
а
через
собирание
сил
.
Ему
сначала
надо
было
построить
Дом
Романовых
и
не
дать
никому
разрушить и помешать изменить
задуманный план
.
И
в
этом
он преуспел
.
осле
смерти
Михаила
Федоровича
на
престол
взошел
его
сын Алексей Михайлович
(
Тишайший
)
Приходится
удивляться
,
сколько
всего
было
сделано
за
время
правления
второго
Романова
.
Бедная
,
едва
оправившаяся
от
разорения
страна
принуждена
была
ставить
и
решать
задачи
поистине
богатырские
,
требующие
огромного
напряжения
всех
народных
сил
.
Это
видимое
противоречие
между
возможностями
и
целями
не
осталось
без
последствия
:
самодержавие
восполняло
слабость
экономическую
и
отсталость
культурную мобилизацией
и
подчинением
себе
всех общественных
сил
.
В России
всегда
уживались
самые
невероятные
крайности
и титанические
страсти
.
Но
,
кажется
,
никогда
эти
крайности
не
принимали таких
выражений
,
как
в
XVII
столетии
.
Здесь
и
раскол
,
с
его
утверждением
правоверности
святоотеческой
старины
,
который
доходил
в
своем
протесте
до
изуверского
самосожжения
;
здесь
и
бунт
Степана
Разина
,
одухотворенный
желанием
достижения
все
разрушающей
и
сокрушающей
воли
:
воли
не
ради
свободы
,
а
ради
отрицания
всех
скверн
мира
.
Россия
XVII
века
—
самая
дерзновенная
и
самая
бесшабашная
,
самобытная и одновременно
падкая до
«
заморских диковинок
»
страна
.
При
всей
косности
и
отсталости
Московское
государство
эпохи
Алексея
Михайловича
уже
обращено
к
Европе
.
Страна
вслушивается
,
всматривается
в
Запад
и
в
странном
противоречии
с традицией
неприятия
готовится
принять
и
перенять многое
.
Она
и
перенимает
.
В
результате
во
всех
областях
жизни
происходит
резкое
раздвоение
.
Вырабатывается
новый
стиль
существования
—
стиль
кануна
реформ
.
Литература
о
царе
Алексее
Михайловиче
достаточно
разнообразна
,
она
представлена
как
в трудах
дореволюционных
авторов
,
так
советских
,
и
современных
.
Отметим
,
что
в
трудах
историков
XIX
века
переписка
Алексея Михайловича
практически
не
привлекалась
,
за
исключением
письма
к
П