31
Беспарточный Б. Д.
ДМИТРИЕВСКИЙ РАЙОН НАКАНУНЕ КУРСКОЙ БИТВЫ
Аннотация:
Существует поверье о том, что человек, ушедший из жизни,
остается живым до тех пор, пока о нем помнят потомки. Прошло 75 лет с того
памятного и сегодня дня – начала деятельности Дмитриевского партизанского
отряда Первой Курской партизанской бригады. Все эти годы люди помнят о
подвигах близких, да и не близких им партизан и подпольщиков. На примере
того патриотического порыва в лихие годы оккупации воспитывается вот уже
четвертое послевоенное поколение.
Ключевые слова:
Курская дуга, наступление, прифронтовые райцентры,
партизаны, линия фронта, погибшие, сестра милосердия.
С пятого марта 1943 года по пятое июля 1943 года на территории
Дмитриевского района Курской области шла напряженная подготовка к
Курской битве.
Зимне-весеннее наступление 1943 года на территории Курской области
завершилось к концу марта. Образовалась так называемая Курская дуга,
которую назвали Курским выступом. Это была территория от Орла до Белгорода,
в центре которой находился город Курск. Войска 65-й армии под
командованием генерал-лейтенанта Батова П. И. перешли к позиционной
обороне по периметру Дмитриевского района. Штаб армии находился в деревне
Крупец, пригороде города Дмитриева [1, c. 37].
За время оккупации фашисты убили и повесили более 2000 жителей
района. Около 500 человек, в основном молодежь, была угнана на работы в
Германию. Карательные отряды оккупантов полностью сожгли 19 населенных
пунктов, уничтожили 12 заводов и фабрик. Разрушили станцию Дмитриев,
разграбили местный краеведческий музей, уничтожили 21 библиотеку,
педагогическое училище с общежитием, 51 школу. Были уничтожены все
объекты здравоохранения. Сожжены 173 жилых дома. Общий ущерб составил
свыше 150 миллионов рублей. В боях на территории района погибли и умерли
от ран почти 2800 солдат, сержантов, офицеров и партизан. В таких условиях
началась мирная жизнь жителей района и подготовка к летней наступательной
операции Красной Армии.
Не хватало паровозов, подвижного состава, автотранспорта. Выручила
обычная русская смекалка. По решению райисполкома на восстановленном
Дмитриевском авторемонтном заводе под руководством бригадира М.
Максимова был создан железнодорожный тягач на базе автомашины ЗИС-5.
Вместо колес на него поставили бандажные диски, а вместо буферных сцепок
придумали жесткую сцепку с вагонами. Такой тягач вел за собой два груженых
вагона. С 13 апреля по 29 июля на этом участке автопоездами была перевезена к
линии фронту почти 21 тысяча тонн грузов, а обратно в тыл более 15 тысяч 500
тонн. За четыре месяца прошло 1043 автопоезда [1, c. 46].