85
период Прохоровского сражения свежей 5-й гвардейской танковой армии П. А.
Ротмистрова. Но на северном фасе Курской дуги в день Прохоровского
контрудара, 12 июля 1942 г., перешли в контрнаступление не две резервные
армии, как в полосе Воронежского фронта, а два свежих фронта, без которых,
по оценке Маршала Г. К. Жукова, Центральный фронт не смог бы даже
отбросить противника на исходные позиции. Все сказанное не умоляет заслуг и
героизма воинов других фронтов и большой вклад Центрального фронта в
отражение немецкого наступления на Курск. Но это позволяет правильнее
оценить место и роль Воронежского фронта в Курской битве.
Людские потери Воронежского фронта были в 2 раза больше потерь
Центрального фронта в период обороны и почти равными в период
контрнаступления (хотя оно заняло в 1,5 раза меньше времени, чем на
Центральном фронте).
На Воронежском фронте проходили самые большие танковые сражения
всей Курской битвы: под Обоянью и Прохоровкой в июле и под Ахтыркой и
Богодуховым в августе 1943 г., а также самые массовые и ожесточенные бои в
воздухе. Войска и авиация Воронежского фронта нанесли противнику самые
большие потери. Достаточно сказать, что здесь были выведены из строя почти
все новые немецкие танки «Пантера» и большинство «Тигров».
Воронежский фронт имел и больше героев, чем другие фронты. Среди
них были и воронежцы: летчик Николай Дунаев, сбивший 6 самолетов врага,
артиллерист Василий Сотников, который в одном бою поджег 4 немецких танка
и другие воины-герои. Таким образом, хотя важнейшая стратегическая победа
на Курской дуге была достигнута общими усилиями 5-ти фронтов,
Воронежский фронт играл в этом ведущую роль. И «Сталинград Курской дуги»
(термин немецких исследователей) был, на самом деле, на ее южном фасе, на
участке Воронежского фронта.
Правильную общую оценку роли тыла в этой победе дал еще
представитель Ставки Верховного Главнокомандования Маршал Г. К. Жуков.
Он указывал, что победа «ковалась на фронте и в тылу» и отмечал, что
«большую помощь» в этот период «оказало местное население района Курской
дуги», где фронт и тыл «воистину были слиты воедино» [4, с. 43].
Значительным был вклад в обеспечение победы не только курян и
белгородцев, но и сотен тысяч воронежцев.
Воронежская земля накануне и в ходе Курской битвы оставалась важной
надежной тыловой базой Воронежского фронта, местом расположения его
госпиталей и складов, аэродромов и коммуникаций. Более того, железная
дорога Воронеж – Касторное – Курск была общей «дорогой жизни», т. е.
основной коммуникацией и линией снабжения не только Воронежского, но и
Центрального фронтов. Огромная помощь была оказана воронежцами при
создании самой глубокой и прочной, восьмиполосной обороны в тылу Курской
дуги. Достаточно сказать, что на сооружении последнего, стратегического
Государственного рубежа обороны, по рекам Дон и Воронеж, военным
строителям и саперам помогали десятки тысяч жителей Воронежа и области.