О региональной историографии социально-политических условий
развития отечественного железнодорожного транспорта в 1945-1965 гг.
Произошедшие в конце XX – начале XXI столетий кардинальные
изменения в экономической и политической сферах жизни современного
Российского общества, естественно, не могли не отразиться на решении
различных вопросов социальной политики в важной жизнеобеспечивающей
отрасли государства – на железнодорожном транспорте. Сегодня на его
долю приходится более 40% грузовых и пассажирских перевозок страны. От
надежного функционирования железнодорожной отрасли, ее динамичного
развития
зависят
стабильность
и
перспективы
инвестиционной
привлекательности
отечественной
экономики
и
государственного
суверенитета Российской Федерации, а также эффективность системы
обеспечения национальной безопасности.
Анализ состояния железнодорожного транспорта России к началу XXI
в. привел руководство страны к осознанию необходимости серьезной
модернизации и коренного изменения его развития
1
. Приоритетным
направлением деятельности открытого акционерного общества «Российские
железные дороги» (ОАО «РЖД) в настоящее время стала реализация
проектов, направленных на совершенствование общей системы управления
железнодорожным транспортом
2
.
Но явная поспешность реформ, проводимых в отрасли с конца XX
столетия, не всегда отвечает интересам различных подразделений
железнодорожного транспорта. Так, в ходе реформирования деятельности
железных дорог руководство ОАО «РЖД» отказалось от сохранения в
структуре акционерного общества и железных дорог предприятий и
учреждений социальной направленности (школ, детских садов, больниц,
санаториев, отделов рабочего снабжения). С. А. Пашинин, работавший в
1978-1984 гг. заместителем министра путей сообщения СССР, по этому
поводу позднее отмечал, что «свертывание» структур социальной сферы
транспорта…не способствует улучшению работы транспортной системы и
может считаться предвестником последующих осложнений…»
3
.
Накопленный более чем за столетие опыт деятельности социальных
структур Министерства путей сообщения Российской империи, СССР и
Российской Федерации, к сожалению, в современных условиях остается не
востребован. Отсутствие комплексных знаний об историческом опыте
функционирования
основных
структурных
элементов
отрасли
свидетельствует о формировании недальновидной управленческой политики
1
См.: Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. / Утверждена
распоряжением правительства Российской Федерации № 877-р от 17 июня 2008 г
2
См.: Морозов В.Н. ОАО «Российские железные дороги» на новом этапе развития // Железнодорожный
транспорт. – 2012. - № 10. – С. 4.
3
Пашинин С.А. Социальная сфера // Железнодорожный транспорт: XX век. М., 2001. С. 133