Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  6 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 23 Next Page
Page Background

О региональной историографии социально-политических условий

развития отечественного железнодорожного транспорта в 1945-1965 гг.

Произошедшие в конце XX – начале XXI столетий кардинальные

изменения в экономической и политической сферах жизни современного

Российского общества, естественно, не могли не отразиться на решении

различных вопросов социальной политики в важной жизнеобеспечивающей

отрасли государства – на железнодорожном транспорте. Сегодня на его

долю приходится более 40% грузовых и пассажирских перевозок страны. От

надежного функционирования железнодорожной отрасли, ее динамичного

развития

зависят

стабильность

и

перспективы

инвестиционной

привлекательности

отечественной

экономики

и

государственного

суверенитета Российской Федерации, а также эффективность системы

обеспечения национальной безопасности.

Анализ состояния железнодорожного транспорта России к началу XXI

в. привел руководство страны к осознанию необходимости серьезной

модернизации и коренного изменения его развития

1

. Приоритетным

направлением деятельности открытого акционерного общества «Российские

железные дороги» (ОАО «РЖД) в настоящее время стала реализация

проектов, направленных на совершенствование общей системы управления

железнодорожным транспортом

2

.

Но явная поспешность реформ, проводимых в отрасли с конца XX

столетия, не всегда отвечает интересам различных подразделений

железнодорожного транспорта. Так, в ходе реформирования деятельности

железных дорог руководство ОАО «РЖД» отказалось от сохранения в

структуре акционерного общества и железных дорог предприятий и

учреждений социальной направленности (школ, детских садов, больниц,

санаториев, отделов рабочего снабжения). С. А. Пашинин, работавший в

1978-1984 гг. заместителем министра путей сообщения СССР, по этому

поводу позднее отмечал, что «свертывание» структур социальной сферы

транспорта…не способствует улучшению работы транспортной системы и

может считаться предвестником последующих осложнений…»

3

.

Накопленный более чем за столетие опыт деятельности социальных

структур Министерства путей сообщения Российской империи, СССР и

Российской Федерации, к сожалению, в современных условиях остается не

востребован. Отсутствие комплексных знаний об историческом опыте

функционирования

основных

структурных

элементов

отрасли

свидетельствует о формировании недальновидной управленческой политики

1

См.: Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. / Утверждена

распоряжением правительства Российской Федерации № 877-р от 17 июня 2008 г

2

См.: Морозов В.Н. ОАО «Российские железные дороги» на новом этапе развития // Железнодорожный

транспорт. – 2012. - № 10. – С. 4.

3

Пашинин С.А. Социальная сфера // Железнодорожный транспорт: XX век. М., 2001. С. 133