и выборе бесперспективных путей развития российского железнодорожного
транспорта.
В историографии проблемы функционирования социальной сферы
железнодорожного транспорта выделяется два периода: советский (1940-е–
1990 гг.) и постсоветский, начавшийся летом 1991 г.. Постсоветский период
некоторыми исследователями делится на два этапа: ранний (1991-2000 гг.) и
современный – с начала XXI в. до наших дней.
Советский период историографии, прежде всего, характеризуется
изданием научных трудов отечественных экономистов, историков и других
специалистов, которые изучали разноплановые проблемы экономического и
социального развития железнодорожного транспорта Советского Союза в
годы послевоенных пятилеток (1946-1955 гг.), а также в период реализации
семилетнего плана развития народного хозяйства (1959-1965 гг.). Вместе с
книгой Министра путей сообщения СССР (1946-1948 гг.), генерал-
лейтенанта технических войск И. В. Ковалева
4
, труды академика АН СССР Т.
С. Хачатурова
5
и кандидата экономических наук А. Г.Напорко
6
, дают
представление о перспективах восстановления и развития железных дорог,
их социальной сферы в послевоенные годы.
К числу исследований, посвященных социальному развитию
железнодорожной отрасли страны, следует отнести публикации
руководителей МПС СССР Б. П. Бещева, Г. К. Головачева
7
, экономистов и
историков транспорта Б. П. Орлова
8
, А. И. Марковой
9
, А. Т. Хрущева и
соавт.
10
, А. Г. Мушруба
11
.
В середине и в конце 1950-х гг. по материалам железных дорог
Южного направления и Донецкого округа был выполнен ряд
диссертационных исследований, которые представляют определенный
интерес для нашего исследования
12
.
4
Ковалев И.В. Советский железнодорожный транспорт в 1917-1947 гг. М., 1947
5
Хачатуров Т.С. Железнодорожный транспорт СССР. М., 1952.
6
Напорко А. Г. Очерки развития железнодорожного транспорта СССР. М., 1954.
7
Бещев Б.П. Железнодорожный транспорт СССР в 1959-1965 гг. М., 1960; Головачев Г.К.
Железнодорожный транспорт СССР за 60 лет. 1917-1977. М., 1977.
8
Орлов Б.П. Развитие транспорта СССР. 1917-1962. : ист.-эконом. очерк. М.,1963.
9
Маркова А.И. Транспорт СССР и основные этапы его развития. М., 1977.
10
Хрущев А.Т., Развитие и размещение промышленности и транспорта СССР в семилетке / А. Т. Хрущев, И.
В. Никольский. М., 1960.
11
Развитие советского железнодорожного транспорта / под ред. А.Г. Мушруба. М., 1984
.
12
Моспан Н.А. Партия большевиков – вдохновитель и организатор борьбы за восстановление и развитие
железнодорожного транспорта в послевоенный период (1943-1950) (на материалах Южной железной
дороги) : автореферат дис. … канд. ист. наук. Киев, 1953; Клименко Г.Н. Борьба Коммунистической партии
за восстановление и развитие железнодорожного транспорта в 1943-1950 гг. (на материалах Северо-
Донецкой и Южно-Донецкой железный дорог): автореферат дис. … канд. ист. наук. Киев, 1955; Щербин
И.Е. Борьба КПСС за восстановление и развитие железнодорожного транспорта в 1943-1950 гг. (на
материалах Сталинской железной дороги) : автореферат дис. …канд. ист. наук. Киев, 1959 и др.). Моспан
Н.А. Партия большевиков – вдохновитель и организатор борьбы за восстановление и развитие
железнодорожного транспорта в послевоенный период (1943-1950) (на материалах Южной железной
дороги) : автореферат дис. … канд. ист. наук. Киев, 1953; Клименко Г.Н. Борьба Коммунистической партии
за восстановление и развитие железнодорожного транспорта в 1943-1950 гг. (на материалах Северо-
Донецкой и Южно-Донецкой железный дорог) : автореферат дис. … канд. ист. наук Киев, 1955; Щербин
И.Е. Борьба КПСС за восстановление и развитие железнодорожного транспорта в 1943-1950 гг. (на
материалах Сталинской железной дороги) : автореферат дис. …канд. ист. наук. Киев, 1959 и др.).