26
являются ведущими партнёрами в сотрудничестве по решению таких социально
значимых проблем, как грамотность, образование, здоровье, финансы и в ещё большей
степени могут быть вовлечены в проекты коллективного воздействия. Если
популярность модели коллективного воздействия вырастет, библиотекам придётся
подстраивать свою работу к совместной стратегии и приоритетам. Участие в проектах
коллективного воздействия может потребовать дополнительного времени и усилий,
поскольку необходимо будет согласовывать общие интересы разных организаций,
координировать деятельность персонала, решать споры и т.д. Новые обязанности
придётся выполнять параллельно основной работе, причём зачастую в рамках
существующего бюджета. Однако спонсоры, наблюдая за успешными результатами
реализации модели коллективного воздействия, могут именно ей отдать предпочтение
в финансовой поддержке. А это значит, что библиотекам выгодно подключение к
данной модели.
Тенденция 4. Связанное обучение (Сonnected Learning)
Связанное обучение использует преимущества цифровых и социальных медиа, что
позволяет объединить студентов как между собой, так и с педагогами. Его неотъемлемой
составной частью является интерактивная среда, где студенты могут совместно обучаться,
обмениваться информацией и знаниями. В основу концепции связанного обучения заложено
положение о том, что студенты показывают лучшие результаты в учёбе, если работают над
темами, которые лично им кажутся интересными и важными. Используя новейшие
технологии и созданную в цифровой среде сеть, они занимаются конструированием,
моделированием, проектированием и т.д. С помощью основанной на творчестве модели
обучения студенты развивают свои знания и умения, что не только улучшает их показатели в
формальном образовании, но также способствует карьерному росту и успехам в
общественной жизни.
Что означает связанное обучение для библиотек? Поскольку в основе связанного
обучения лежат интернет и новые технологии, которые не всегда и не всем доступны,
библиотеки могут служить необходимым подспорьем людям, желающим учиться, но не
обладающим необходимой техникой. Библиотеки являются незаменимыми
помощниками в реализации модели связанного обучения, ибо могут внести в этот
процесс полезный вклад: свои ресурсы (интернет, базы данных и т. д.) и веб-услуги.
Тенденция 5. Вездесущность данных (Data Everywhere)
Развитие технологий заметно повлияло на возможности сбора, хранения и анализа
данных о клиенте. Стремительное распространение мобильных устройств и приложений, а
также широкая доступность беспроводного интернета значительно увеличили эти
возможности.
В отчёте Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений
(ИФЛА) «Скользить по волнам, или попасть в водоворот?» эта тенденция иллюстрируется на
примере электронной книги. «Сегодня простое чтение электронной книги может рассказать о
вас очень многое, например, сколько времени вы читаете одну главу, ваши любимые части
книги, скорость и последовательность вашего чтения, какие книги вы хотели бы взять или
купить в дальнейшем. В экономике, которая стремительно развивается на основе «анализа
информации», такого рода сведения представляют огромную ценность для издателей,
распространителей и авторов». Электронные книги являются лишь одной из возможностей в
море новых технологий, позволяющих сбор данных.
Что означает вездесущность данных для библиотек? Библиотеки как
учреждения, которые тоже собирают данные и заинтересованы в том, чтобы
совершенствовать свой продукт и услуги, могут обнаружить новые возможности для их