28
Тенденция 9. Fast casual (быстрый качественный сервис)
Fast casual, что можно перевести как быстрый качественный сервис, ‒ это новая,
набирающая популярность ресторанная концепция, которая заняла среднее положение
между ресторанами быстрого питания («McDonald’s», «Burger King») и ресторанами
народного класса (например, «Denny’s», «Applebee’s», «Chili’s»). Концепция fast casual
включает качественную, здоровую и свежую еду, высококлассный интерьер, умеренные
цены, быстрый сервис, благожелательный персонал, меню с большим выбором, а также
возможность наблюдать за приготовлением блюд. Яркими примерами fast casual являются
«Chipotle» и «Panera». С одной стороны, они концентрируются на натуральных продуктах и
местном меню, с другой ‒ обращают внимание на новейшие технологии, которые
используют в обслуживании клиентов (заказ онлайн или по мобильному телефону и т.д.).
Что означает fast casual для библиотек? Из движения fast casual смогут извлечь
пользу лишь те библиотеки, которые обращают внимание не только на открытость и
доступность, но также на социальную и экспериментальную ценность библиотечного
сервиса. Поклонники fast casual будут ждать от библиотек ярких впечатлений,
изысканных интерьеров, помещений для собраний местного сообщества и доступа к
технологиям.
Тенденция 10. Перевёрнутое обучение (Flipped learning)
Перевёрнутое, или реверсивное обучение ‒ это новейшая форма организации учебной
деятельности, в соответствии с которой студенты усваивают учебный материал онлайн с
помощью видео-лекций, а домашнюю работу делают в аудитории при непосредственном
взаимодействии с преподавателем. Перевёрнутое обучение использует преимущества таких
популярных методов и современных технологий, как системы дистанционного обучения.
Что означает перевёрнутое обучение для библиотек? Переход на использование
модели перевёрнутого обучения потребует значительных усилий, особенно от
преподавателей (проблемы с подготовкой и записью лекций). Большую помощь им в
этом могут оказать библиотеки, обладающие как технологиями, так и
информационными ресурсами. Студенты и школьники в поисках места, где они могли
бы без помех послушать или посмотреть записи лекций, могут выбрать библиотеку в
качестве своей аудитории и учебной среды.
Тенденция 11. Игрофикация (Gamification)
Игрофикация ‒ это использование элементов игры и моделей цифровых игр (техники,
методы) в сферах, где они обычно не используются. Игры помогают развивать
математическое и логическое мышление, способность ориентироваться в пространстве.
Что означает игрофикация для библиотек? Игры дают возможность расширить
традиционный кластер форм, способствующих продвижению грамотности и чтения.
Библиотеки идеально подходят для обучения с помощью игр. Библиотеки также можно
использовать для совместных игр локального сообщества во время досуга, для
освоения всевозможных навыков и умений. Игры помогают овладеть цифровой и
технической грамотностью, в том числе развивают понимание того, как эта техника
(компьютеры, программное обеспечение и т.д.) функционирует.
Тенденция 12. Интернет вещей (Internet of Things)
Поскольку технические устройства становятся всё меньше и легче, почти на всех
предметах можно разместить невидимые снаружи беспроводные приспособления и