Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  13 / 126 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 126 Next Page
Page Background

2.2. Организационно-правовые аспекты структуры библиотечной сети

Важной правовой основой для развития общедоступных библиотек являются изменения,

внесенные в федеральный закон № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ),

в котором полномочия сельских поселений по библиотечному обслуживанию закреплены за

органами местного самоуправления муниципальных районов. Поправки в части передачи

полномочий сельских поселений по организации библиотечного обслуживания на уровень

муниципального района позволяют органам местного самоуправления проводить работу по

восстановлению централизованных библиотечных систем, выводить все библиотеки из структур

КДУ. Такой подход способствует рациональному расходованию средств местных бюджетов.

В 2017 году организационно-правовая форма общедоступных библиотек на территории

Курской области существенных изменений не претерпела. Основной организационно-структурной

формой в городских округах и муниципальных районах остаются централизованные библиотечные

системы. Полноценные объединения библиотек (75%) действуют в 20 муниципальных районах и в 4

городских округах (Курск, Курчатов, Железногорск, Щигры). В 5 (15,6%) районах практикуется

смешанный вариант реализации полномочий, где 1-2 библиотеки находятся в ведении городских

или сельских поселений. В 3 (9,4%) районах (Глушковский, Золотухинский, Рыльский) библиотеки

оставались на уровне сельских поселений - заключены соглашения сроком до 1 года между

администрацией поселения и администрацией района. С 01 января 2018 г. уже решен вопрос о

передаче библиотек вышеназванных муниципальных образований на районный уровень. В

Рыльском районе 8 библиотек (1,1% от общего числа) функционировали в качестве структурных

подразделений в составе СДК. Как показывает практика, вхождение библиотек в КДУ негативно

сказывается на их деятельности: возникают проблемы с кадрами, основное внимание в Уставах КДУ

уделяется клубной работе, библиотечная деятельность в лучшем случае прописана одной строкой.

Количество самостоятельных библиотек, являющихся юридическими лицами и находящихся

на уровне муниципальных районов, городских и сельских поселений, по итогам 2017 года

составило 79 единиц. 603 (88,4%) библиотечных учреждения не имеют статуса юридического лица

и являются филиалами межпоселенческих (центральных) библиотек.

3 областные библиотеки: Курская областная научная библиотека им. Н.Н. Асеева, Курская

областная библиотека для детей и юношества, Курская областная специальная библиотека для

слепых им. В. С. Алехина, имеют статус юридического лица.

п/п

Библиотеки

Всего

Количество юридических

лиц

Количество филиалов

Других

структурных

подразделений

2015

2016

2017

2015

2016

2017

2015

2016

2017

2015

2016

2017

1.

Государственные

библиотеки

3

3

3

3

3

3

2.

Муниципальные

библиотеки

702

694

682

81

81

79

612

605

595

9

8

8

Итого

705

697

685

84

84

82

612

605

595

9

8

8

В рамках реализации ФЗ № 83-ФЗ от 08.05.2010 г. (ред. от 29.12.2015 г.) «О внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием

правового положения государственных (муниципальных) учреждений» на территории региона по

типу правовой формы статус казенных учреждений имеют - 91,7% (628), в т.ч. в сельской местности

- 81,3% (557), бюджетных - 8,2% (57), в т.ч. в сельской местности - 5,3% (37).

Реализация ФЗ № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных

(муниципальных) учреждений" в Курской области

Тип учреждения

Всего библиотек

/в т.ч. на селе

%

В т.ч. в составе культурно-

досуговых учреждений

Бюджетные

57/37

8,2/5,3

-

Казенные

628/557

91,7/81,3

8

Всего

685

100

8

Таким образом, в существующих условиях необходимо, чтобы региональные и местные

власти при изменении типа действующих библиотечных учреждений учитывали особенности своего

региона и социальную, некоммерческую природу библиотечной деятельности, не принимали