2.2. Организационно-правовые аспекты структуры библиотечной сети
Важной правовой основой для развития общедоступных библиотек являются изменения,
внесенные в федеральный закон № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ),
в котором полномочия сельских поселений по библиотечному обслуживанию закреплены за
органами местного самоуправления муниципальных районов. Поправки в части передачи
полномочий сельских поселений по организации библиотечного обслуживания на уровень
муниципального района позволяют органам местного самоуправления проводить работу по
восстановлению централизованных библиотечных систем, выводить все библиотеки из структур
КДУ. Такой подход способствует рациональному расходованию средств местных бюджетов.
В 2017 году организационно-правовая форма общедоступных библиотек на территории
Курской области существенных изменений не претерпела. Основной организационно-структурной
формой в городских округах и муниципальных районах остаются централизованные библиотечные
системы. Полноценные объединения библиотек (75%) действуют в 20 муниципальных районах и в 4
городских округах (Курск, Курчатов, Железногорск, Щигры). В 5 (15,6%) районах практикуется
смешанный вариант реализации полномочий, где 1-2 библиотеки находятся в ведении городских
или сельских поселений. В 3 (9,4%) районах (Глушковский, Золотухинский, Рыльский) библиотеки
оставались на уровне сельских поселений - заключены соглашения сроком до 1 года между
администрацией поселения и администрацией района. С 01 января 2018 г. уже решен вопрос о
передаче библиотек вышеназванных муниципальных образований на районный уровень. В
Рыльском районе 8 библиотек (1,1% от общего числа) функционировали в качестве структурных
подразделений в составе СДК. Как показывает практика, вхождение библиотек в КДУ негативно
сказывается на их деятельности: возникают проблемы с кадрами, основное внимание в Уставах КДУ
уделяется клубной работе, библиотечная деятельность в лучшем случае прописана одной строкой.
Количество самостоятельных библиотек, являющихся юридическими лицами и находящихся
на уровне муниципальных районов, городских и сельских поселений, по итогам 2017 года
составило 79 единиц. 603 (88,4%) библиотечных учреждения не имеют статуса юридического лица
и являются филиалами межпоселенческих (центральных) библиотек.
3 областные библиотеки: Курская областная научная библиотека им. Н.Н. Асеева, Курская
областная библиотека для детей и юношества, Курская областная специальная библиотека для
слепых им. В. С. Алехина, имеют статус юридического лица.
№
п/п
Библиотеки
Всего
Количество юридических
лиц
Количество филиалов
Других
структурных
подразделений
2015
2016
2017
2015
2016
2017
2015
2016
2017
2015
2016
2017
1.
Государственные
библиотеки
3
3
3
3
3
3
2.
Муниципальные
библиотеки
702
694
682
81
81
79
612
605
595
9
8
8
Итого
705
697
685
84
84
82
612
605
595
9
8
8
В рамках реализации ФЗ № 83-ФЗ от 08.05.2010 г. (ред. от 29.12.2015 г.) «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
правового положения государственных (муниципальных) учреждений» на территории региона по
типу правовой формы статус казенных учреждений имеют - 91,7% (628), в т.ч. в сельской местности
- 81,3% (557), бюджетных - 8,2% (57), в т.ч. в сельской местности - 5,3% (37).
Реализация ФЗ № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных
(муниципальных) учреждений" в Курской области
Тип учреждения
Всего библиотек
/в т.ч. на селе
%
В т.ч. в составе культурно-
досуговых учреждений
Бюджетные
57/37
8,2/5,3
-
Казенные
628/557
91,7/81,3
8
Всего
685
100
8
Таким образом, в существующих условиях необходимо, чтобы региональные и местные
власти при изменении типа действующих библиотечных учреждений учитывали особенности своего
региона и социальную, некоммерческую природу библиотечной деятельности, не принимали