Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  14 / 126 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 126 Next Page
Page Background

«однотипных» решений, действовали взвешенно и дифференцированно, опирались на

экономический потенциал сферы культуры и мнение библиотечного сообщества.

2.3. Структурные изменения в сети, связанные с созданием модельных библиотек.

В 2017 году исполнилось 10 лет с начала реализации масштабного социального проекта по

модернизации библиотек региона. На 01.01.2018 г. на территории Курской области действуют 682

муниципальных библиотеки, из которых 181 являются модельными.

Несомненно, 10 лет, в течение которых создаются модельные библиотеки, изменили средства и

формы библиотечной деятельности в регионе. На сегодняшний день формат модельной библиотеки

является востребованным и прогрессивным.

Положительную динамику имеют основные показатели предоставления населению

библиотечных услуг. Уровень охвата населения библиотечным обслуживанием за три года

увеличился на 16,1%, количество документовыдач на 37,6 тыс. экз. (+1%), посещений на 32,4 тыс.

(+2%), справок, выполненных с использованием ресурсов Интернет на 3,3 тыс. (+17%).

В настоящее время одним из отрицательных моментов является наличие модельных

библиотек, работающих по сокращенному графику, что, безусловно, приводит к снижению качества

библиотечно-информационных услуг для населения. В 2014 году в сокращенном объеме работало

31% модельных библиотек, в 2015-16 гг. - 32%, 2017 г.- 39,8%. В 2016 г. зафиксирован факт работы

модельных библиотек на 0,2-0,25 ставки (Пушкарская и Русско-Пореченская сельские библиотеки

Суджанского района), ситуация не изменилась и в 2017году.

В 2017 г. 37,6% (141 чел.) сотрудников модельных библиотек работали в режиме частичной

занятости, в 2016 году таких сотрудников было 27% (95 человек). Подобное положение негативно

сказывается на качестве библиотечного обслуживания жителей. В ряде модельных библиотек

(Глушковский, Железногорский, Обоянский, Золотухинский районы) введен своего рода посменный

график - в результате при частичной занятости персонала удается обеспечить полноценную работу

библиотеки. Однако, это становится возможным только если в библиотеке работает 2 или более

сотрудников, среди сельских библиотек таких единицы.

2.4. Доступность библиотечных услуг.

В Курской области динамика сети общедоступных библиотек носит отрицательный характер,

в период с 2000 по 2017 год в регионе закрыто 126 библиотек, т.е. 18,4%. Наибольшее количество

закрытых в этот период библиотек наблюдается в 9 районах: Советский - 13, Касторенский - 10,

Золотухинский - 10, Конышевский - 9, Железногорский и Рыльский по 7 библиотек, Льговский,

Октябрьский, Щигровский по 6 библиотек.

Основными причинами закрытия библиотек являются: оптимизация в связи с недостаточным

финансированием и неэффективностью дальнейшего использования, и уменьшение численности

населения в зоне обслуживания библиотек.

Как показал мониторинг 2016-2017 гг., проведенный Курской областной научной

библиотекой им. Н.Н. Асеева, сокращение сети библиотек, приводит к тому, что почти 20 тыс. (4%)

жителей муниципальных районов Курской области не получают библиотечные услуги. В основном

это жители малонаселенных пунктов, расположенных далеко от стационарных библиотек и не

имеющих регулярного транспортного сообщения. Доля неохваченных библиотечным

обслуживанием жителей от общего количества населения области в процентном отношении в целом

незначительна, но с социальной точки зрения это значит, что свое конституционное право на

библиотечное обслуживание они не могут реализовать

.

Наибольшее количество населения, не

имеющего возможность пользования библиотечной услугой, отмечается в Беловском районе 7% (1,1

тыс. чел.), в Золотухинском - 5% (1,2 тыс. чел.), в Курском -18% (10,4 тыс. чел.), в Мантуровском -

11% (1,6 тыс. чел.), в Октябрьском - 4% (1,2 тыс. чел.), в Рыльском - 3,5% (1,2 тыс. чел.).

Приоритетной задачей Государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма в РФ»

на 2013-2020 годы определено повышение доступности и качества услуг в сфере культуры, а также

рост уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и

муниципальных услуг в сфере культуры от 70 до 90% к 2020 году, который нельзя будет обеспечить

за счет сокращения сети учреждений культуры.

В условиях оптимизации библиотек возрастает роль и значение внестационарных форм