(271), Льговском (173), Кореневском (150), Медвенском (125), Дмитриевском (125), Курском (120),
Суджанском (102), Поныровском (105), Фатежском (116) районах, г. Железногорск (653), г. Курск
(145), г. Курчатов (102).
Важной составляющей современной методической работы является проведение
социологических исследований
. В 2017 г. было проведено 170 социологических исследований (в
2016 г. - 208, в 2015 г. - 226).
В 2017 г. Курской областной научной библиотекой им. Н.Н. Асеева как методическим
центром региональной библиотечно-информационной системы проведен
комплексный
мониторинг качества деятельности модельных библиотек Курской области
, который включал
три этапа:
1. анкетирование пользователей;
2. статистический мониторинг за 3 года (2014-2016 гг.);
3. обследование деятельности с выездом на места.
В анкетировании приняли участие 518 респондентов из числа пользователей пятидесяти двух
модельных библиотек Большесолдатского, Золотухинского, Курского, Медвенского, Обоянского,
Пристенского, Советского, Солнцевского районов и г. Курчатова. Исследование показало высокую
степень удовлетворенности посетителей модельных библиотек качеством обслуживания, выявив
при этом их потребность в систематическом обновлении документного фонда и расширении спектра
дополнительных сервисных услуг.
В процессе статистического мониторинга деятельности модельных библиотек был
осуществлен анализ ряда важнейших показателей в динамике за последние три года (2014-2016 гг.).
Было проанализировано количество новых поступлений в библиотечные фонды (книг,
мультимедийных и периодических изданий), приобретенного технического оборудования, охват
населения библиотечным обслуживанием, количество пользователей, посещений и документовыдач,
число справок, выполненных с использованием ресурсов Интернет.
В 2017 году специалистами Курской областной научной библиотеки им. Н.Н. Асеева
осуществлены выезды в модельные библиотеки, открытые в период 2007-2011 гг. Обследовано 17
модельных библиотек 8 районов (Золотухинского, Курского, Курчатовского, Октябрьского,
Поныровского, Пристенского, Суджанского, Черемисиновского) и г. Курчатов. Мониторинг
проводился с целью обеспечения соответствия содержания и уровня работы библиотеки статусу
«модельная библиотека». Проведенный мониторинг позволил выявить состояние ресурсов, степень
социальной эффективности и качества
р
аботы модельных библиотек за 10-летний период с момента
их открытия. Результаты позволяют сделать следующие выводы.
Развитию модельных библиотек, обеспечению населения качественными библиотечно-
информационными услугами препятствует износ и несвоевременное обновление ресурсов. В
настоящее время назрела необходимость разработки планов по переоснащению материально-
технических и информационных ресурсов модельных библиотек, с момента создания которых
прошло более 5-6 лет.
Модельные библиотеки ряда районов не получают должного финансирования, в результате
чего не осуществляются своевременно ремонтные работы, не пополняются фонды и др. Например,
капитальный ремонт необходим детской модельной библиотеке Курчатовского района. В библиотеке
на протяжении ряда лет наблюдается повышенная влажность, в результате существенно страдает
книжный фонд. Текущий ремонт требуется 5 из 17 обследованных библиотек (Чаплыгинской,
Верхнекасиновской с/б Курского района, Солнечной с/б Золотухинского района,
Верхнесмородинской и Горяйновской с/б Поныровского района). Особого внимания требует
ситуация с обеспечением доступности модельных библиотек для инвалидов. Здания большинства
обследованных модельных библиотек не приспособлены для лиц с нарушениями зрения, слуха,
опорно-двигательного аппарата. По итогам 2016 года доступная среда обеспечена только в 67
модельных библиотеках.
Проблемой является и физический износ мебели, которая в большинстве своем
приобреталась в год открытия. В 11 обследованных модельных библиотеках требуется обновление
мебели (стеллажи, столы, стулья).
Несмотря на ряд существующих проблем, в целом анализ деятельности обследованных
модельных библиотек показал, что с их созданием улучшилось качество библиотечно-
информационного обслуживания пользователей территории. Ресурсы библиотек, информационно-
коммуникационная компетентность персонала позволили активно использовать в работе