28
редакцию республиканской «Сельской газеты». Ещё через
несколько лет она стала корреспондентом, а затем
заведующей отделом очерка и публицистики литературно-
художественного журнала «Нёман».
Светлана Алексиевич пробовала себя в разных
жанрах ‒ рассказах, публицистике, репортажах. Решающее
влияние на выбор оказал известный белорусский писатель и
сценарист Алесь Адамович и его книги «Я из огненной
деревни» и «Блокадная книга». Написаны они были в
соавторстве с другими писателями, но идея и разработка
этого нового для белорусской и советской литературы жанра
принадлежала ему. Адамович называл этот жанр по-разному,
всё время искал точную формулировку: «соборный роман»,
«роман-оратория», «роман-свидетельство», «народ сам о себе
повествующий» и т. д. Светлана Алексиевич всегда называл
его своим учителем.
«Я долго искала жанр, который бы отвечал тому, как
я вижу мир. Тому, как устроен мой глаз, моё ухо… Пробовала
себя… И выбрала жанр человеческих голосов… Свои книги я
высматриваю и выслушиваю на улицах. За окном. В них
реальные люди рассказывают о главных событиях своего
времени ‒ война, развал социалистической империи,
Чернобыль, а все вместе они оставляют в слове ‒ историю
страны, общую историю. Старую и новейшую. А каждый ‒
историю своей маленькой человеческой судьбы» ‒ так
говорит о себе белорусская писательница Светлана
Алексиевич.
В 1983 году была написана книга «У войны не
женское лицо». Два года книгу не выпускали в печать, автора
обвиняли в пацифизме, натурализме, в развенчании
героического образа советской женщины. Такие обвинения в
то время считались серьёзными, тем более что за ней тянулась