23
удостаивались всё новых премий. За роман «Бульварное
кольцо» Патрик Модиано получил в 1972 году Большую
премию Французской академии; в 1978 году, в связи с
выходом в свет «Улицы Тёмных лавок», ему была
присуждена за совокупность творчества высшая литературная
награда Франции – Гонкуровская премия.
На протяжении всего творческого пути Модиано
никогда не оставляло внимание критики. В начале 80-х годов
он был назван «самым прекрасным, самым необычным и,
бесспорно, самым талантливым из молодых французских
писателей». Конечно, восхищение не было всеобщим, и
Модиано приветствовала прежде всего критика, видевшая в
нём ниспровергателя канонов неоавангардистского романа.
Такую репутацию поддерживал и сам писатель: «Литература
ради литературы, поиски в области письма, всё это
византийство, уместное на научных дискуссиях и
коллоквиумах, – нет, меня это не интересует. Я пишу, чтобы
знать, кто я есть, чтобы понять свою сущность».
Избирая разные сюжетные ситуации, обращаясь с
каждым новым романом к новому жизненному материалу,
рассказывая о не похожих друг на друга людях, разных по
возрасту и темпераменту, по социальному положению и по
внешнему виду, писатель настойчиво исследует в общем одну
и ту же проблему, всматривается в одни и те же грани
современности. Как всякий настоящий писатель, Патрик
Модиано, конечно, исследует жизнь, но вернее было бы
сказать, что вместе со своими персонажами он тоскует и
мечется, одержимый навязчивой идеей – обрести свои
«корни», разобраться в судьбах людей, которым, быть может,
дано было стать счастливыми, но счастье так и не состоялось.
И Модиано всматривается в прошлое – своё и своих героев.
Романы Модиано буквально насыщены тревожным
напряжением поиска, жаждой обрести утраченные связи,