Previous Page  5 / 38 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 38 Next Page
Page Background

3

Введение

летние

месяцы

,

когда

завершаются

концертные

сезоны

Москвы

и

Санкт

-

Петербурга

,

музыкальная

жизнь

перемещается

в

пригородные

усадьбы

и

дворцы

столиц

.

Бывшие

имения

Шереметевых

Останкино

и

Кусково

,

князей

Юсуповых

Архангельское

,

баронов

Строгановых

и

князей

Голицыных

Кузьминки

,

дворец

Дурасова

в

подмосковном

Люблине

приглашают

не

только

полюбоваться

старинной

архитектурой

и

совершить

прогулки

в

парках

,

но

и

послушать

лучшие

образцы

классической

музыки

.

Усадьба

особенная

сценическая

площадка

,

сами

стены

которой

обладают

неповторимым

эстетическим

воздействием

.

Проведение

концертов

,

музыкальных

фестивалей

,

вечеров

музыки

в

музеях

и

дворцовых

усадьбах

в

последние

годы

стало

хорошей

традицией

.

И

это

вполне

закономерно

,

так

как

в

дореволюционной

России

усадебная

жизнь

составляла

обширный

пласт

русской

культуры

и

быта

.

Между

тем

,

превращение

усадебных

залов

в

живое

концертное

пространство

произошло

сравнительно

недавно

,

и

тому

есть

несколько

причин

:

культурно

-

исторических

,

социально

-

политических

,

экономических

.

Политические

коллизии

начала

XX,

сопровождавшиеся

гибелью

усадеб

,

их

разорением

,

пожарами

,

запустением

оставили

в

прошлом

мир

дворянской

культуры

.

Правда

,

в

последние

годы

в

российском

обществе

возрос

интерес

к

русской

усадьбе

как

к

самобытному

явлению

нашей

культуры

.

В

1992

году

после

более

чем

шестидесятилетнего

перерыва

,

было

воссоздано

«

Общество изучения

русской

усадьбы

»,

разрабатываются проекты по

восстановлению

усадеб

и

памятников

культуры

.

Оригинальные

научные

работы

,

монографии

и

сборники

,

конференции

и

круглые

столы

свидетельствуют

о

том

,

что

усадебная

тема

становится

не

просто

модной

,

обращение

к

ней

обнаруживает

все

новые

аспекты

изучения

,

возвращает

понимание

ее

мира

как

бесценной

части

русской

культуры

.

Желание

найти

новые

формы

существования

русских

усадеб

побудило

к

поискам

разнообразных

путей

освоения

их

пространства

.

Наравне

с

восстановлением

дворянских

усадеб

из

руин

возникло

желание

наполнить

их

жизнью

,

музыкой

,

движением

.

Процесс

«

десакрализации

»

музейного

пространства

начался

,

пожалуй

,

со

знаменитых

«

Декабрьских

вечеров

» −

блестящей

задумки

великого

пианиста

Святослава

Рихтера

и

директора

Музея

изобразительных

искусств

им

.

А

.

С

.

Пушкина И

.

А

.

Антоновой

.

По мнению

директора

Русского музея В

.

А

.

Гусева

,

дворцы

пережили

тот период

,

когда они

оставались

лишь

застывшими хранителями

сокровищ

.

Музыка

,

так же

как живопись

и

скульптура

,

являлась

неотъемлемой

частью

усадебной

жизни

,

практически

у

каждого

дворца

или

усадьбы

есть

своя

музыкальная

история

.

Крепостные

оркестры

,

часто

руководимые

заезжими

иностранцами

,

доморощенные

композиторы

из

дворовых

людей

,

иногда

пользовавшиеся

заслуженной

известностью

,

любительская

инструментальная

и

вокальная

музыка

,

особенно

развившаяся

в

первой

половине

XIX

века

,

когда нередко

встречаются

помещики

-

композиторы или

артисты

, −

вот из

чего

складывается понятие музыки

в русской

усадьбе

.

В