3
Введение
летние
месяцы
,
когда
завершаются
концертные
сезоны
Москвы
и
Санкт
-
Петербурга
,
музыкальная
жизнь
перемещается
в
пригородные
усадьбы
и
дворцы
столиц
.
Бывшие
имения
Шереметевых
−
Останкино
и
Кусково
,
князей
Юсуповых
–
Архангельское
,
баронов
Строгановых
и
князей
Голицыных
–
Кузьминки
,
дворец
Дурасова
в
подмосковном
Люблине
приглашают
не
только
полюбоваться
старинной
архитектурой
и
совершить
прогулки
в
парках
,
но
и
послушать
лучшие
образцы
классической
музыки
.
Усадьба
–
особенная
сценическая
площадка
,
сами
стены
которой
обладают
неповторимым
эстетическим
воздействием
.
Проведение
концертов
,
музыкальных
фестивалей
,
вечеров
музыки
в
музеях
и
дворцовых
усадьбах
в
последние
годы
стало
хорошей
традицией
.
И
это
вполне
закономерно
,
так
как
в
дореволюционной
России
усадебная
жизнь
составляла
обширный
пласт
русской
культуры
и
быта
.
Между
тем
,
превращение
усадебных
залов
в
живое
концертное
пространство
произошло
сравнительно
недавно
,
и
тому
есть
несколько
причин
:
культурно
-
исторических
,
социально
-
политических
,
экономических
.
Политические
коллизии
начала
XX,
сопровождавшиеся
гибелью
усадеб
,
их
разорением
,
пожарами
,
запустением
оставили
в
прошлом
мир
дворянской
культуры
.
Правда
,
в
последние
годы
в
российском
обществе
возрос
интерес
к
русской
усадьбе
как
к
самобытному
явлению
нашей
культуры
.
В
1992
году
после
более
чем
шестидесятилетнего
перерыва
,
было
воссоздано
«
Общество изучения
русской
усадьбы
»,
разрабатываются проекты по
восстановлению
усадеб
и
памятников
культуры
.
Оригинальные
научные
работы
,
монографии
и
сборники
,
конференции
и
круглые
столы
свидетельствуют
о
том
,
что
усадебная
тема
становится
не
просто
модной
,
обращение
к
ней
обнаруживает
все
новые
аспекты
изучения
,
возвращает
понимание
ее
мира
как
бесценной
части
русской
культуры
.
Желание
найти
новые
формы
существования
русских
усадеб
побудило
к
поискам
разнообразных
путей
освоения
их
пространства
.
Наравне
с
восстановлением
дворянских
усадеб
из
руин
возникло
желание
наполнить
их
жизнью
,
музыкой
,
движением
.
Процесс
«
десакрализации
»
музейного
пространства
начался
,
пожалуй
,
со
знаменитых
«
Декабрьских
вечеров
» −
блестящей
задумки
великого
пианиста
Святослава
Рихтера
и
директора
Музея
изобразительных
искусств
им
.
А
.
С
.
Пушкина И
.
А
.
Антоновой
.
По мнению
директора
Русского музея В
.
А
.
Гусева
,
дворцы
пережили
тот период
,
когда они
оставались
лишь
застывшими хранителями
сокровищ
.
Музыка
,
так же
как живопись
и
скульптура
,
являлась
неотъемлемой
частью
усадебной
жизни
,
практически
у
каждого
дворца
или
усадьбы
есть
своя
музыкальная
история
.
Крепостные
оркестры
,
часто
руководимые
заезжими
иностранцами
,
доморощенные
композиторы
из
дворовых
людей
,
иногда
пользовавшиеся
заслуженной
известностью
,
любительская
инструментальная
и
вокальная
музыка
,
особенно
развившаяся
в
первой
половине
XIX
века
,
когда нередко
встречаются
помещики
-
композиторы или
артисты
, −
вот из
чего
складывается понятие музыки
в русской
усадьбе
.
В