4
В
усадебной
музыке
различают
две
эпохи
–
первая
это
XVIII
век
с
его
широким
размахом
,
крепостными
оркестрами
,
хорами
певчих
и
пристрастием
ко
всему
иностранному
и
XIX
столетие
с
камерной музыкой
уютных
гостиных
.
Оркестр
в
XVIII
веке
–
необходимая
часть
крепостного
театра
и
тем
самым
неотъемлемая
принадлежность
каждой
большой
русской
усадьбы
.
Богатые
,
просвещенные
вельможи
устраивали
в
своих
загородных
резиденциях
настоящие
концерты
–
так
это
было
,
например
,
у
графа
Николая
Петровича
Шереметева
,
построившего
у
себя
в
Останкине
«
концертный
зал
».
Останкинский театр
XIX
век
–
эпоха
расцвета
усадебной
жизни
среднего
дворянства
.
Камерная
музыка
постепенно
вытесняет
из
усадьбы
оркестровую
.
В
начале
XIX
столетия
принято
было
писать
к
торжественным
датам
вальсы
,
мазурки
,
кадрили
,
музыку
для
куплетов
.
Особенно
распространены
были
в
усадебной
музыке
вальсы
Густава
Ланге
и
полонезы
О
.
А
.
Козловского
.
Многое же
сочинялось
любителями
-
дилетантами
и
дошло
до
нас
в
рукописях
и
списках
.
Фортепиано
становится
необходимой
принадлежностью
дворянской
усадьбы
XIX
века
.
Лирика
старых
парков
,
необъятные
просторы
полей
,
народные
песни
–
все
это
вошло
в
лучшие произведения
русских
романсов
.
Сегодня
лицо многих
русских
дворцов
и
усадеб
определяют
не
только
их
архитектура
и
художественные
экспозиции
,
но
и
проводимые
в
них
фестивали
,
концерты
.
Международный
музыкальный
фестиваль
«
Дворцы
Санкт
-
Петербурга
», «
Летние
вечера
в
старинной
усадьбе
»
в Архангельском
,
летний музыкальный фестиваль
«
Классика
в Кусково
»
–
в
рамках
этих
фестивалей
проходят
литературно
-
музыкальные
программы
,
театрализованные
игровые
программы
для
детей
.
Воскрешая
традиции
концертов
на
открытом
воздухе
музей
-
усадьба
«
Архангельское
»
приглашает
своих
гостей
на
Международный
музыкальный
фестиваль
«
Усадьба
Jazz».
Московский
международный
фестиваль музыки
русских
усадеб
«
Дворянские
сезоны
»
в
усадьбе
«
Кузьминки
»
запомнился
многим
музыкально
-
пиротехническим
шоу
на
музыку
финала
Первого
концерта
для
фортепиано
с оркестром и
«
Вальса цветов
»
П
.
И
.
Чайковского
.
Поиск
новых
форм
существования
дворцов
и
дворянских
усадеб
,
помимо
основной
музейной
деятельности дает им новую жизнь
,
возвращая
статус
культурных центров России
.