Previous Page  8 / 38 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 38 Next Page
Page Background

6

Граф Петр Борисович Шереметев

(1713-1788)

Б

.

П

.

Шереметев

умер

в

начале

1719

года

,

не

успев

,

видимо

,

всерьез

заняться

устройством

новоприобретенного

имения

.

После

смерти

фельдмаршала

имение

перешло

к

его

сыну

Петру

Борисовичу Шереметеву

(1713-1788),

задумавшему

превратить

усадьбу

в

свою

летнюю

резиденцию

.

Осуществиться

этим

замыслам

во многом

помогла

его женитьба

в

1743

году

на

княжне

Варваре

Алексеевне

единственной

наследнице

огромных

владений

канцлера А

.

М

.

Черкасского

.

К Кускову

присоединилось

имение Черкасских

соседнее

село

Вешняково

.

Это предопределило пространственный

размах

создаваемой

усадьбы

.

Однако

она

строилась

не

на

пустом

месте

.

Некоторые

постройки

,

прежде

существовавшие

,

вошли

в

нее

,

оказав

влияние

на

всю

композицию

. «

Старые

хоромы

» –

так

назывался

большой

деревянный

дом

в

Кускове

в

дальнейшем

был

заменен

существующим

дворцом

.

Но

едва

ли

не

самая

значительная

роль

выпала на

долю церкви

в Вешнякове

.

Шатровая

,

на

высоком подклете

,

она

была

возведена

в

30-

е

годы

XVII

века

и

по

своему

типу

целиком

принадлежит

предшествующему

столетию

.

Ее

высокий

шатер

привлек

внимание

создателей

усадебного

комплекса

как

перспективное

завершение

главной

оси

.

От

усадебного

дома

до

церкви

более

двух

километров

.

Расстояние

значительное

,

и

,

чтобы

включить

ее

в

создаваемый

ансамбль

,

нужна

была

определенная

смелость

.

В

выборе

такого

решения

,

несомненно

,

сказался

опыт

построения петербургских перспектив

.

Забота

о

видах

,

открывающихся

с

береговой

площади

,

выразилась

в

расчистке

большого

участка

леса на

территории между прудом и Вешняковской церковью

,

в

связи

с

чем

потребовалось

«

богодельню

и

другое

строение

,

которое

занимает

вид

на

перспективу

,

оное

все

сломать и поставить

в пристойное место

».

Просторы

окружающих

полей

и

лесов

стали

элементами

,

художественно

необходимыми

для

дворцовых

и

парковых

сооружений

.

Ландшафт

природный

,

ландшафт

преображенный

человеком

,

постройки

,

существовавшие

прежде

,

здания

,

вновь

возведенные

,

все

слилось

в

единое

целое

,

в

сложный

ансамбль

,

в

котором

интерьеры

зданий

и

их

окружение

,

четко

спланированный

регулярный

парк

и

свободно

раскинувшиеся

окрестные

рощи и поля

органически

связались между

собой

.

Старейшее

здание

ансамбля Кускова

каменная

церковь

,

закладка

которой

состоялась