Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  34 / 72 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 34 / 72 Next Page
Page Background

~

34

~

фаталистичность

идеи

войны

и

людских

потерь

,

в

ней

также

ощущается

предчувствие победы

,

которое передается

в

твердой поступи

ратников

.

И

современные

художники

нередко

обращаются

к

«

Слову

о

полку

Игореве

».

Например

,

Борис

Ольшанский

нарисовал

несколько

картин

на

сюжет поэмы

.

Несмотря на

то

,

что

его

работы подчас

критикуют

за

схожесть

с

манерой

живописи

Нестерова

и

Васильева

,

произведения

этого

художника

отличаются

оригинальной

подачей

света

.

Например

,

на

одноименной

картине

«

Слово

о

полку

Игореве

»

в

центре

изображён

главный

герой

поэмы

с

хоругвью

в

одной

руке

и

мечом

-

в

другой

.

Блики

солнца

,

отражаются

на

щитах

воинов

,

и

даже

сами

лучи

солнца

(

этот

символ

проходит

сквозь

все

произведение

)

освещают

дорогу

князю

.

Справа

расположился

его

соратник

,

который

помогает

своему

товарищу

подняться

и

внимательно

наблюдает

за

движением

противника

: «

Нападет

ли

он

внезапно

?

Успею

ли

я

защитить

их

?».

Сам

Борис

Ольшанский

захотел

посвятить

своё

творчество

историческому

жанру

. «

Русские

легенды

,

былины

,

сказы

какой

грандиозный

и

красочный

простор

воображению и фантазии художника

!».

Не

обошли

своим

вниманием

«

Слово

о

полку Игореве

»

и

композиторы

.

Пожалуй

,

самое

известное

воплощение

памятника

русской

литературы

в

музыке

это

опера Александра Порфирьевича

Бородина

«

Князь Игорь

».

Она

представляет

собой

музыкальное

произведение

в

четырёх

действиях

,

в

которых

звучат

мелодии

,

насыщенные широтой

человеческого

духа

,

слышны

мысли

князя

,

как

писал

Владимир

Васильевич

Стасов

, «

Игоревы

раздумья

».

Увертюра

является

зачином

,

она

подготавливает

наше

восприятие

,

настраивает

на

эпический

лад

,

рисует

образ

главного

персонажа

,

образы

половцев и

картину

сражения

.

Интересно

,

что

сюжет

для

оперы

предложил

Бородину

Владимир

Стасов

и

сам

же

написал

первый

вариант

либретто

.

Поэма

была

буквально

пронизана

идеей

патриотизма

,

наполнена

горячей

любовью

к

родине

и

острой

болью

от

вражеских

поражений

.

Это

и

вдохновило

композитора

на

создание

оперы

.

На

протяжении

всей

оперы

ощущается

величественность

изображаемых

событий

.

Даже

в

самом

прологе

стоит

обозначение

«Andantemaestoso»

(

медленно

и

величественно

).

Композитор

Бориса

Асафьев

в

этой

связи

отмечал

: «

Остается

досказать

совсем

немного

:

что

для

оценки

великолепного

мелодического

содержания

«

Игоря

»

слов

нет

.

Тут

хочется

только

слушать

,

слушать и

слушать и находить

везде новую

свежесть

,

новые

красоты

».

Таким

образом

, «

Слово

о

полку Игореве

»

сыграло

выдающуюся

роль

в

развитии русской

литературы и искусства

.