И
стория сестринского дела в России
Сестры милосердия. Медицинские сестры. А чаще - просто
«сестрички
»...
Сколько людей на протяжении веков были обязаны им сво-
ей жизнью!
Историческая память прихотлива и избирательна. Она за-
частую сохраняет для потомков одни имена и замалчивает
другие, хотя люди, их носившие, в равной степени не заслужи-
вают забвения. Это утверждение в полной мере относится и к
подвижническому движению сестер милосердия. Достаточно
сказать, что, вольно или невольно, к его формированию прило-
жили руку крестоносцы-госпитальеры, кардинал Ришелье, Ни-
колай Пирогов, знаменитый врач Федор Гааз, многие другие
известные люди; их деятельность описывали Лев Толстой, Сер-
гей Сергеев-Ценский, Владимир Соллогуб, Иван Тургенев, Вик-
тор Гюго...
... Известно, что еще в глубокой древности женщины не-
редко посвящали свою жизнь уходу за престарелыми, больны-
ми и инвалидами.
В X веке дочь князя Рюрика княжна Ольга организовала
первую больницу на Руси.
В XI веке появляются «
бабы-вдовицы
» (повивальные бабки),
в их обязанности входило крещение новорожденных и оказа-
ние помощи во время родов.
В XII-XIII веках при церквях и монастырях в Москве созда-
ются «больничные палаты». Необходимое лечение больных и
раненых в периоды эпидемий и войн проводилось в мона-
стырских больницах. Слово «больница» означает:
то место, где
боль кладет человека ниц.
В 30-х годах XII века внучка Владимира Мономаха Ев-
праксия-Зоя занималась народной медициной. Она стала пер-
вой русской женщиной, ступившей на нелегкую стезю меди-
цины. Написала первый отечественный медицинский трактат
«Мази», который был уникален для того времени. Труд включа-
ет вопросы физиологии, гигиены, пропедевтики и профилак-
тики некоторых заболеваний.
Лечебной деятельностью на Руси занимались лекарки, ве-