Городские жители немало терпели от этих морально опустив-
шихся людей, получивших название
«посадских».
Ночью не все-
гда безопасно было пройти по улицам, ибо был риск подверг-
нуться нападению грабителей.
Вот на этих-то, казалось, нравственно погибших людей,
презираемых всеми, и обратил свое внимание исполненный
духа подлинной Христовой любви великий пастырь. Среди них
-то он и начал дивный подвиг своего самоотверженного пас-
тырского делания. Ежедневно стал он бывать в их убогих жи-
лищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им
материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь до-
мой раздетым и даже без сапог.
Многие долго не признавали искренности его настроения,
глумились над ним, клеветали на него устно и печатно, назы-
вали его юродивым. Одно время епархиальное начальство вос-
претило даже выдавать ему на руки жалование, так как он,
получив его в свои руки, все до последней копейки раздавал
нищим, вызывало его для объяснений. Но все эти испытания и
глумления о. Иоанн мужественно переносил, ни в чем не изме-
няя в угоду нападавшим на него принятого им образа жизни.
И, с Божией помощью, он победил всех и вся, и за все то, над
чем в первые годы пастырства над ним смеялись, поносили,
клеветали и преследовали, впоследствии стали прославлять,
поняв, что перед ними истинный последователь Христов, под-
линный пастырь, полагающий душу свою за овцы своя.
Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая
видеть о. Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Еще
большее число писем и телеграмм получал он: кронштадтская
почта для его переписки должна была открыть особое отделе-
ние.
Вместе с письмами и телеграммами текли к о. Иоанну и
огромные суммы денег на благотворительность. О размерах их
можно судить только приблизительно, ибо, получая деньги, о.
Иоанн тотчас же все раздавал. По самому минимальному под-
счету, чрез его руки проходило в год не менее одного миллиона
рублей (сумма по тому времени громадная!).
На эти деньги о. Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих,
устроил в Кронштадте замечательное учреждение – «Дом Тру-
долюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, осно-
вал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг боль-
шой каменный храм, а в С.-Петербурге построил женский мо-