средств жизни. Но ты будь твердо убежден, что не деньги и
пища - жизнь, а любовь взаимная ради любви к Богу. Помни,
что Бог есть Любовь, все одушевленное соединивший закона-
ми любви и из единения любви производящий жизнь.
394. Не убий. Убивают между прочим и врачи от неведе-
ния своего болезни больного, прописывая ему вредные лекар-
ства. Убивают и те, которые не хотят лечиться или лечить
больного, коему необходима помощь врача. Убивают те, кото-
рые раздражают больного, для которого раздражение гибель-
но, например, подверженного чахотке, и тем ускоряют его
смерть. Убивают те, которые не подают в скором времени, по
скупости или по другой недоброй причине, врачебного посо-
бия больному и хлеба голодному.
397. Те, которые подают алчущим хлеб или деньги с жале-
нием, с лукавым оком и несытым сердцем, - все равно что кла-
дут яд в свой хлеб или в свою милостыню, хотя этот яд - духов-
ный, невидимый. Нужно подавать с любовью, с уважением к
лицу ближнего, доброхотно, с радостью, ибо любви свойствен-
но радоваться при оказании помощи любимому.
401. Ничтожна милостыня того человека, который подает
ее не доброхотна, потому что милостыня вещественная не его,
а Божий дар, ему же принадлежит только расположение сер-
дечное. Поэтому многие милостыни окажутся почти суетными
оттого, что они были подаваемы недоброхотно, с сожалением,
с неуважением к лицу ближнего. Как и гостеприимцы многие
окажутся суетными вследствие лицемерного, тщеславного об-
ращения с своими гостями. С сердечным расположением да
приносим жертвы свои на алтарь любви к ближнему:
добро-
хотна бо дателя любит Бог
[2 Кор. 9, 7].
434. Для чего Господь попустил быть нищим? для твоего
блага, чтобы ты мог очистить и загладить грехи свои, ибо ми-
лостыня очищает всякий грех [Тов. 12, 9], чтобы стяжать тебе
молитвенников за себя в лице их, чтобы милостивым к тебе
сделать Господа твоего, ибо
милостивии помилованы будут
[Мф. 5, 7].