рые они им дают. Больные ощущают участие к ним и чувству-
ют уверенность, безопасность, утешение. Тому, кто страдает,
не нужны ни наши многие слова, ни наши поучения. Он пони-
мает, что тебе за него больно, и это помогает ему. Если нам
больно за других, то мы забываем себя, свои собственные нуж-
ды.
- После кратковременной земной жизни, — напоминал
отец Макарий своим слушателям, — настанет смерть и за нею
ответ перед Богом: как мы употребили полученные нами от
Него дарования. Богатые, как избранные и доверенные при-
ставники Его сокровищ, — получили от Него богатство, чтобы
быть раздаятелями последнего между бедными. Кто был при-
ставником верным, тот услышит после данного отчета оное
вожделенное: „Рабе благий и верный, вниди в радость Господа
твоего“; но что услышит тот, кто был приставником неверным
и врученное ему для раздаяния другим утаил только для само-
го себя? После краткой временной жизни настанет вечность и
в царстве вечной Божией любви будет наслаждаться блажен-
ством только тот, кто здесь, как Писание называет эту жизнь,
вовремя купит себе право на него любовию к ближним. Бога-
тые, собирающие богатство только для себя, делают то, чтобы,
отказывая в вечном блаженстве самим себе, оставлять времен-
ное благополучие своим детям и внукам. Но Бог обыкновенно
разрушает их суетные советы — доставить пользование своим
кровным: Он не наделяет их хорошими детьми, так что нажи-
тое ими с исключительными заботами о детях скоро неразум-
ным образом проживается этими последними… Бог одинаково
любит всех людей и каждого человека в отдельности. Но Он
сотворил людей так, что не все обладают одинаковою способ-
ностью к приобретению благ земных, что одни обладают ею
более, другие менее: где же Его одинаковая любовь к людям?
Сотворив не всех людей с одинаковою способностью к приоб-
ретению благ земных, Бог возложил обязанность на тех из них,
которым дал большие дарования заботиться о тех, которым
дал меньшие дарования, дабы таким образом люди, представ-
ляя собой союз связуемого взаимною любовию братства, все
наслаждались Божиим даром жизни с её благами в одинако-
вой степени. Таков божественный идеал, с которым сотворены
люди и от которого они отступили. Человек, живущий только
для себя со своей семьей — сознает себя в этом мире как бы
врагом всех, потому что из всех помышляет извлекать только