же их посетит благодать Божия? Даже семейный человек дол-
жен в чем-то себе отказывать, чтобы иметь деньги на благо-
творительность. Он должен рассказать жене и детям, что где-
то живет очень бедная семья или одинокий больной человек, и
если нет денег, чтобы помочь этим несчастным людям, то он
должен предложить своим близким подарить им хотя бы ка-
кую-нибудь душеполезную книгу. Давая милостыню нуждаю-
щимся, человек тем самым и самому себе помогает, и своей
семье.
- О ближнем они не думают, люди забывают о тех, кто
страдает. Предположим, что те, кто выбрасывает пищу, не
знают о том, что рядом с ними есть люди, имеющие нужду. Но
почему же они не спрашивают, чтобы узнать? Мы не даем да-
же того ненужного, что у нас есть. Когда один человек не мо-
жет купить необходимого ему, а другой имеет вещи, которые
сам не использует, и не дает их тому, кто в нужде, то это грех.
…У нас есть все, и поэтому нам не больно за других. Они не
ставят себя на место другого, чтобы не потревожиться и не по-
терять своего покоя. Но с таким внутренним расположением
как они смогут найти бедняка? Если человек думает о другом,
то он находит бедняка и находит то, в чём он имеет нужду. Че-
ловек, имеющий любовь, не довольствуется лишь тем, чтобы
давать тому, кто попросит у него милостыни, но и сам ищет
людей, находящихся в нужде, чтобы поддержать их. …Один
голодный понимает другого. Сытый голодного не разумеет. Ес-
ли ты тоже испытываешь боль, то ты думаешь о боли другого
человека, встаёшь на его место и большую боль испытываешь
не за себя, а за него. То есть твоя собственная боль помогает
тебе понять боль других. А когда ты принимаешь свою собст-
венную боль с радостью, то ты утешаешь и тех, кому больно.
Но и тот человек, у которого ничего не болит, пусть хоть не-
много пострадает за тех, кто испытывает боль. Как говорили
фарасиоты: „Я понесу твою котомку“, то есть я возьму на себя
твою боль, твою муку, твоё горе. …Боль другого человека нуж-
но сделать своей болью. Я видел, что другому больно, и забы-
вал свою собственную боль. Чудо происходит, когда ты соуча-
ствуешь в боли другого. Главное в том, чтобы ты ощутил чело-
века братом и тебе стало за него больно. Так и в больницах:
если врачи и медсестры действительно страдают за больных,
то это является самым действенным лекарством из всех, кото-