милосердии многократно и многообразно, и это, без сомнения,
соответственно с потребностью поучаемых. Он видит людей,
только начинающих искать пути спасения и блаженства и,
пользуясь возбудившимся желанием спасения и блаженства,
на сем грунте сеет семя учения о милосердии. Блажени мило-
стивии: яко тии помилованы будут (Мф. 5:7). Видит души, спо-
собные к возвышенным чувствам и, чтобы научить их мило-
сердию и благотворению бескорыстному, великодушному, про-
стираемому даже на врагов, указует им высочайший образец.
Будите милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть
(Лк. 6:36). Яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит
на праведныя и на неправедныя (Мф. 5:45). Видит людей, ко-
торым некогда подумать о делах милосердия, потому что их
время слишком занято многодельной праздностью и праздной
деятельностью, строгим исполнением законов современной
роскоши в одежде и убранстве, пиршествами, увеселениями,
которые тем глубже дремлют духовно, чем более возвышена
деятельность их чувственной жизни, для пробуждения кото-
рых, следовательно, надобно сильное средство, и таким сред-
ством употребляет притчу, в которой представляет для них
зеркало настоящего и будущего. Входит в дом к человеку, лю-
бящему гостеприимство, и угощение обращает в учение мило-
сердия. Егда твориши пир, зови нищия, маломощныя, хро-
мыя, слепыя; и блажен будеши, яко не имут ти, что воздати,
воздаст же ти ся в воскрешение праведных (Лк. 14:13-14). Кто
есть ближний мой? (Лк. 10:29) — и дабы показать, что сие
мнимое недоумение совсем не требует умственного исследова-
ния и разрешается просто сердцем, притчей представляет в
предмет человеколюбия странника, поверженного на дороге,
обнаженного и израненного разбойниками...
- Между человеческими действиями многие добры сами по
себе, но бывают недобрыми по какой-либо причине. Например
– пост и бдение, молитва и псалмопение, милостыня и стран-
ноприимство сами по себе суть дела добрые; но когда делают-
ся из тщеславия, тогда они уже не добры.
Прп. Амвросий Оптинский
- К ближним мы должны оказывать всякую милость, вся-
кую снисходительность, а от себя истязывать всякую истину,
всякую правду.