ское с чистосердечною любовью обращение с ближним; не да-
вай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого
вида. Подаваяй, сказано, в простоте, милуяй с добрым изволе-
нием [Рим. 12, 8]. Смотри же, не отнимай цены у своей мило-
стыни вещественной чрез неоказание духовной. Знай, что
Владыка на суде и добрые дела будет испытывать. Помни, что
для человека небо и земля, ибо ему соблюдается наследие не-
тленное на небесах [1 Пет. 1, 4]; для человека Бог Отец Сына
Своего единородного не пощадил, но за него отдал на смерть.
Диавол, по нашему лукавству, запинает нас в добрых делах
наших.
***
Как в вещественном мире Господь благотворит нам чрез
солнце, освещая и согревая нас и землю со всем наполнением
ее, чрез воздух, воду, растения, животных, - так и в духовном
мире Господь, благотворя нам непосредственно, - просвещая
умы и сердца наши, заступая, спасая, милуя и сохраняя Своею
благодатью (впрочем, и тут чрез священнослужителей), благо-
творит нам больше посредством Своих слуг, Ангелов, называе-
мых служебными духами, посредством святых Своих и в осо-
бенности чрез посредство высшей всякой твари, Пречистой
Матери Своей, чрез патриархов, пророков, Апостолов, святи-
телей, мучеников, преподобных, праведных и всех святых.
***
Для чего нужно за все благодарить Бога и добрых благотво-
рительных людей? Больше для нашей же пользы: чтобы неж-
нее, тоньше были чувства нашей души, чувство зависимости
нашей во всем от Бога и от добрых людей, признательной к
ним любви и чувство нашего ничтожества без Бога, чувство
нашей немощи обойтись без помощи добрых людей.
Благо во всех отношениях — подавать нищим: кроме по-
милования на Страшном суде и здесь, на земле, милостыно-
давцы получают часто великие милости от ближних, и что дру-
гим достается за большие деньги, то им дают даром. В самом
деле, прещедрый Отец Небесный, чад Коего милуют милости-
вые, не наградит ли их и здесь, в поощрение их к большим