сам и не был виновен в столь многих (грехах) и только получил
бы от Бога повеление – прощать других, то не должен ли ты
был бы (исполнять это)? Как же теперь, будучи сам виновен в
столь многих (грехах), ты не прощаешь другим, при том зная,
что Он требует от тебя того же, что ты получаешь от Него?
- Когда мы приходим к своему должнику, он, помня свой
долг, услужливо и с честью принимает нас и всячески оказы-
вает нам свое радушие, еще не получая от нас прощения дол-
га, а только желая сделать нас снисходительными в требова-
нии: как же ты, будучи столь великим должником пред Богом
и получив от Него повеление – прощать, с тем, чтобы и самому
получить прощение, не прощаешь? Почему так, спрашиваю
тебя? Увы, какое человеколюбие оказывается нам, и какую
оказываем мы злобу, какую сонливость, какую беспечность!
Как легка и многополезна добродетель, и как тяжело зло! Но
мы, оставляя легкое, избираем то, что тяжелее олова. Здесь не
нужно ни силы телесной, ни богатства, ни денег, ни власти, ни
дружбы и ничего другого, а довольно одного желания, – и все
будет сделано. Оскорбил ли тебя кто-нибудь, обидел, осмеял?
Вспомни, что и сам ты делаешь много подобного в отношении
к другим, даже в отношении к самому Владыке, – и прости и
извини его. Вспомни, что ты сам говоришь: "прости нам долги
наши, как и мы прощаем должникам нашим" (Mф.6:12); поду-
май, что, если ты не прощаешь (другим), то не можешь с дерз-
новением говорить это; а если прощаешь, то как бы требуешь
должного, хотя не по существу самого дела, а по человеколю-
бию Дарующего (нам прощение). Да и как можно равнять про-
щаемое нами подобным нам рабам с грехами против Владыки,
в которых мы получаем от Него прощение? Мы удостаиваемся
такого человеколюбия Его потому, что Он богат милостью и
щедротами. Впрочем, я докажу тебе, что и без этого, и без про-
щения грехов твоих, от одного прощения (другим) ты получа-
ешь пользу.
- Представь, сколько такой человек имеет друзей, как вез-
де и все превозносят его и говорят: он человек добрый, прими-
рительный; незлопамятный; как скоро получает обиду, тотчас
же и забывает ее. Если такой человек подвергнется какому-
нибудь несчастью, то кто не пожалеет его? Кто не извинит его,
если он погрешит в чем-нибудь? Кто не сделает ему одолже-