58
как
часть
управленческого
процесса
" (
г
.
Курчатов
), "
Потребность
в
кадрах
до
2018
года
"
(
Рыльский
район
).
Предполагается
,
что
полученные
в
ходе
этих
и
других
исследований
данные
будут
использованы
при
планировании
мероприятий
по
повышению
квалификации
персонала
,
а
также
будут
способствовать
повышению
эффективности
взаимодействия
библиотек
,
решению
кадровых
проблем
,
более
рациональной
организации
отдельных
процессов
работы
в
учреждениях
.
Свидетельством
широкого
тематического
спектра
могут
быть
исследования
,
несколько
выходящие
за
рамки
основных
направлений
.
Данные
,
полученные
в
результате
их
осуществления
,
на первый
взгляд не
относятся напрямую
к
книге и
чтению
,
однако представляют
весьма
ценный
материал
,
который
может
быть
использован
(
и
используется
)
в
работе
.
Библиотеки
,
в
числе
прочих
заинтересованных
социальных
институтов
,
проводят
целенаправленную
и
комплексную
работу
,
направленную
на
популяризацию
здорового
образа
жизни
.
Об
этом
свидетельствуют
,
в
том
числе
,
исследования
"
Мир
без
наркотиков
и
табака
" (
МБ
Беловского
района
), "
Наркомания
-
ваше
мнение
" (
Кировская
детская
п
/
б Пристенского
района
),
"
Олимпиада
в
Сочи
- 2014" (
Артюховская
с
/
б
Октябрьского
района
), "
Здоровье
-
основа
успешного
будущего
" (
Черниченская
с
/
б Медвенского
района
), "
Ты
и
наркотики
" (
Клюквинская
с
/
б Курского района
), "
Молодежь и
спорт
" (
МБ Рыльского района
).
Нельзя
не
отдать
должное
исследованиям
"
Мы
живем
в Железногорске
" (
Библиоцентр
),
"
Курская
область
глазами
курян
" (
библиотеки
г
.
Курска
), "
Что
такое
патриотизм
?" (
Кривцовская
с
/
б
Щигровского
района
), "
Выдающиеся
люди
России
.
Что
мы
знаем
о
них
?" (
Паникинская
с
/
б
Медвенского
района
), "
Я
-
избиратель
" (
Солнечная
с
/
б
Золотухинского
района
), "
Каким
я
вижу
наше
село
" (
Удобенская
с
/
б
Горшеченского
района
).
Не
менее
достойны
внимания
и
такие
исследования
,
как
"
Человек
и
мир
" (
библиотеки
Дмитриевского
района
), "
Дети
и
право
" (
ДБ Медвенского
района
), "
Природа
вокруг
нас
" (
Новопоселеновская
с
/
б
Курского
района
), "
Что
я
знаю
об
экологии
своего
края
"
(
ДБ Беловского
района
).
МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЙ
.
Наиболее
распространенным
методом
сбора
первичной
информации
в
исследованиях
муниципальных
библиотек
области
в
прошедшем
году
было
анкетирование
(
письменный
опрос
).
Анкетирования
проводились
не
только
в
библиотеке
,
но
и
на местах
учебы
(
работы
)
респондентов
,
на
улице
,
в парках и иных местах
.
Активно
использовался
сотрудниками
библиотек
и
такой метод
исследования
,
как
устный
опрос
-
в
форме
интервью
или
беседы
(
как
выяснилось
из
отчётов
,
библиотекари
предпочитают
беседу
,
которая предполагает более неформальное общение
).
Среди примеров интервьюирования
:
интервью
с
главами
сельских
поселений
"
Библиотеки
и
власть
" (
МБ
Горшеченского
района
),
интервью
"
Библиотека
глазами
ребёнка
" (
ДБ
Золотухинского
района
),
интервью
с
ветеранами
"
Великая Отечественная
война
в моей жизни
" (
Вязовская
с
/
б Щигровского
района
).
Много
реже
,
в
единичных
случаях
,
использовались
такие
методы
исследований
,
как
наблюдение
,
тестирование
.
Среди
примеров
-
тестирования
"
Какой
я
читатель
?" (
Болотская
с
/
б
Горшеченского района
), "
Мир профессий и
твоё место
в нём
" (
ЦГБ Железногорска
).
Недоумение
вызывает
тот
факт
,
что
лишь
небольшая
часть
библиотек
привела
примеры
осуществленного
в
2014
году
контент
-
анализа
(
т
.
е
.
анализа
содержания
документов
).
В
библиотеках
это
анализ
читательских
формуляров
,
листков
читательских
требований
,
листков
возврата
книг
,
тетрадей
отказов
и
т
.
д
.
Но
в
первую
очередь
,
анализ
читательских
формуляров
.