Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  61 / 182 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 61 / 182 Next Page
Page Background

59

Подобную

работу

осуществляли

МБ

Черемисиновского

района

(

ежегодное

исследование

читательских

групп

),

МБ

Рыльского

района

(

исследование

"

Библиотечная

статистика

"),

а

также

МБ

Горшеченского

района

и

5

сельских

библиотек

(

Солдатская

с

/

б

Горшеченского

района

,

Будановская

с

/

б

Золотухинского

района

",

Шептуховская

с

/

б Кореневского

района

, 2-

я

Засеймская

с

/

б

Мантуровского

района

и

Черновецкая

с

/

б

Пристенского

района

).

В

качестве

предмета

исследований

последних

было

чтение

пожилых

людей

("

Пусть

голова

моя

седа

..."),

а

также

чтение

учащихся

старших

классов

и

молодёжи

("

Что

читает

молодёжь

?", "

Годовой

анализ

чтения

", "

Война

в

тех

книгах

,

что на полках

", "

В библиотеке мы читаем

...").

Можно

лишь

предположить

,

что

многие

сочли

контент

-

анализ

,

представляющий

собой

важную

и

необходимую

составную

часть

работы

библиотек

,

чем

-

то

само

собой

разумеющимся

и

недостойным

упоминания

в

качестве

исследования

.

Впрочем

,

это

справедливо

лишь

по

отношению

к

анализу

документа

,

как

и

к

иному

исследованию

,

если

он

проводится

сугубо

формально и не преследует

в

сущности никакой цели

.

Типичные ошибки при проведении исследований

:

1.

Отсутствие реальной потребности

в исследовании или исследование ради исследования

.

Перед

тем

как

принимать

решение

о

проведения

исследования

,

необходимо

четко

сформулировать

его

цель

и

то

,

как

можно

будет

использовать

полученные

результаты

.

Это

поможет

выбрать

метод

и

сформировать

четкие

ожидания

от

объема

и

формы

аналитики

по

его

результатам

.

Встречаются

ситуации

,

когда

в

библиотеке

каждый

год

проводят

однотипные

исследования

,

осуществляется

анализ

и

дело

считается

завершенным

.

При

этом

остаются

неиспользованными множество

возможностей и нерешенными множество проблем

.

2.

Неправильный

выбор

метода

исследования

.

В

качестве

примера

можно

привести

исследование

"

О

чём

читают

дети

?"

проведенное

в

форме

наблюдения

в

одной

из

сельских

библиотек

.

Оправдан

ли

выбор

именно

такого метода исследования

и

не целесообразнее

было

бы

провести

анализ

читательских формуляров

?

Не

вполне понятен

выбор метода

,

да и

сама методика

проведения

наблюдения

"

Роль

книги

в

экологическом

просвещении

учащихся

старшего

возраста

",

осуществленного

в

другой

сельской

библиотеке

.

Кажется

,

не

эффективнее

ли

было

провести

анкетирование или побеседовать

с подростками

.

3.

Недостаточный

объём

выборки

.

В

отчетах

нередко

присутствуют

примеры

подобных

исследований

,

пример

-

анкетирование

,

респонденты

учащиеся

и

молодежь

,

количество

5-7-9

человек

.

Даже

для

сельской

библиотеки

такое

количество

респондентов

недостаточно

,

следовало

бы

рассмотреть

возможность

узнать

мнение

молодежи

,

которая

не

посещает

библиотеку

.

Похожий

пример

-

анкетирование

"

Книга

и

семья

",

целевая

группа

служащие

,

количество

9

человек

.

Возникает

вопрос

-

не

стоило

ли

расширить

целевую

группу

?

Или

,

если

выбор

целевой

группы

принципиален

,

изменить

название

(

как

вариант

- "

Книга

и

чтение

в

семьях

служащих

").

Ряд

однотипных

исследований

библиотек

одного

района

(

различия

иногда

присутствуют

лишь

в

названиях

)

вполне

могут

стать

частью

общего

исследования

,

в

котором

будет

задействована

значительная

часть

библиотек

.

В

этом

случае

библиотекарь

будет

знать

мнения

,

предпочтения

,

потребности

и

т

.

п

.

пользователей

своей

библиотеки

,

видеть

ситуацию

в

целом

и

получить

,

в

случае необходимости

,

рекомендации

сотрудников методической

службы

.

В

заключение

-

несколько

слов

об

исследованиях

,

осуществленных

в

отчётном

году

научно

-

методическим отделом Курской

областной научной

библиотеки им

.

Н

.

Н

.

Асеева

:

- "

Методическая

деятельность

муниципальных

библиотек

Курской

области

в

период

реформ

"

и

"

Организация

библиотечного

обслуживания

муниципальных

библиотек

в

условиях

реформ

" -

проведенные

в

форме

анкетирования

исследования

были

призваны

всесторонне

осветить

состояние

методической

деятельности

,

а

также

отразить

те

изменения

,

которые