Москва. Новый Иерусалим

с. 67

Церковь Николая Чудотворца
«Большой Крест»

Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест» (также известна как «Никола Большой Крест») – православный храм в Москве, построенный в конце XVII века и снесенный в 1934 г. Главный престол храма был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел – во имя Николая Чудотворца.

Храм построен на средства архангельских купцов Филатьевых недалеко от Ильинских ворот. Строительство началось в 1680 г., а закончено было в 1688 г. Храм считается одним из первых примеров переработки архитектурного типа приходского храма, сложившегося в середине XVII века. Он представляет собой высокий, вытянутый четверик на подклете, расчлененном на четыре яруса по горизонтали. Архитектурным новшеством стало отделение колокольни (которая в 1819 г. была надстроена двумя ярусами) от четверика, отсутствие трапезной (обычно служившей для соединения четверика и колокольни), уменьшение размера абсид и придела.

Название «Никола Большой Крест» храм получил по приделу свт. Николая Чудотворца и по реликвии храма – в нем находился большой (свыше двух метров) деревянный крест, изготовленный по заказу Филатьевых. Этот крест был сделан по образцу креста, изготовленного патриархом Никоном в Крестном Онежском монастыре. В кресте находились 156 мощевиков с частицами мощей различных святых, помимо мощей святителя Николая, располагавшихся по центру креста. Кроме этого деревянного креста, в храме хранился напрестольный крест, сделанный в 1680 г. подьячим Андреем Городецким, и икона Всех Святых, написанная в 1700 г. Кириллом Улановым. Имелся обычай приводить в этом храме к «крестному целованию» – присяге – людей, ведущих судебные тяжбы.

В 1928 г. храм был отреставрирован. После выхода Декларации митрополита Сергия община храма оказалась одной из «непоминающих», то есть несогласных с декларацией и прекратившей поминать на службе власти и митрополита Сергия (Страгородского).

Приход храма Николы «Большой Крест» стал своеобразным центром московского сообщества «непоминающих», поддерживал общение с другими общинами, не признающими митрополита Сергия главой Церкви. Туда приезжали исповедоваться и причащаться люди из других городов.

Осенью 1931 г. храм был закрыт, и община через некоторое время продолжила литургическую жизнь в маленьких домашних церквях. В 1932 г. большинство из подпольщиков во главе с настоятелем были арестованы и попали в заключение.

В 1934 г. храм был разрушен вместе с колокольней, на месте храма в настоящее время – пустырь.