Назимов в Петербурге.
Встреча с императором

с. 104-105

Назимов и Высокопреосвященный Серафим

Первенствующий член Святейшего Синода, Высокопреосвященный Серафим и другие высшие духовные Особы, принесли в дар Назимову священные книги, с собственными надписями.

Митрополит Серафим (в миру Стефан Васильевич Глаголевский; 1 (12) сентября 1763[1], Калуга – 17 (29) января 1843, Санкт-Петербург) – епископ Православной Российской Церкви; с 19 июня 1821 года – Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, первенствующий член Святейшего Правительствующего Синода.

Родился в семье причетника Василия Тимофеева, который был клириком Космодамианской церкви на Богоявленской улице Калуги, относившейся тогда к Московской губернии.

В 1775 г. в Калуге открылась Калужская духовная семинария, куда и поступил 12 летний Стефан. В 1776 г. как лучший ученик переведен митрополитом Московским Платоном (Левшиным) в Николо-Перервинскую семинарию с фамилией Глаголев. В январе 1779 г. был направлен учиться в Троицкую семинарию в Троице-Сергиевой лавре с фамилией Глаголевский. Недолго учился в Филологической семинарии Ученого дружеского общества, основанного в Москве известными мистиками Николаем Новиковым и Иваном Шварцем. В 1783 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию и одновременно посещал лекции в Московском университете.

В марте 1785 г. начал педагогическую деятельность учителем Троицкой семинарии (в Троице-Сергиевой лавре).

В 1787 г. определен учителем риторики в академии и академическим катехизатором.

2 декабря 1787 г. принял монашеский постриг в академии (в Заиконоспасском монастыре).

С 21 августа 1790 г. – префект; с 1791 г. – цензор печатных книг.

12 февраля 1795 г. возведен в сан архимандрита можайского Лужецкого монастыря и назначен членом Московской духовной консистории; в том же году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди.

28 сентября 1798 г. назначен ректором академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря.

25 декабря 1799 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии митрополитом Платоном (Левшиным).

15 сентября 1801 г. награжден орденом Святой Анны 1-й степени.

29 января 1804 г. назначен епископом Вятским и Слободским.

7 июля 1805 г. переведен епископом Смоленским и Дорогобужским.

7 февраля 1812 г. переведен в Минск с возведением в сан архиепископа. При нашествии Наполеона покинул свою паству и выехал в Смоленск. Когда же французы подошли к Смоленску, был вызван в Санкт-Петербург; с 1 января 1813 г. – присутствующий в Св. Синоде. В качестве последнего подписал Синодальный доклад о лишении архиерейского сана и священства архиепископа Могилевского Варлаама (Шишацкого), оставшегося с паствой в оккупации и присягнувшего Наполеону для сохранения православного духовенства и верующих от репрессий.

С 30 августа 1814 г. – архиепископ Тверской и Кашинский, постоянный член Святейшего Синода и член комиссии духовных училищ.

С 15 марта 1819 г. – митрополит Московский и Коломенский.

С 19 июня 1821 г., по смерти митрополита Михаила (Десницкого), – митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский и священноархимандрит Александро-Невской Лавры.

В союзе с Аракчеевым и архимандритом Фотием добился от императора Александра I увольнения 15 мая 1824 г. министра духовных дел и народного просвещения князя Александра Голицына, склонного к поощрению масонских и мистических идей.

В первые годы существования Библейского общества, будучи Минским и Московским Преосвященным, был ревностным поборником дела Общества (перевода на русский язык и распространения Священного Писания); но, став в мае 1824 г. во главе его, видя увлеченность протестантскими идеями членов этого общества, повел против него борьбу, которая вдохновлялась Аракчеевым и министром народного просвещения Шишковым; в декабре того же года представил государю доклад о связи Библейского общества с мистическими лжеучениями и о необходимости его закрытия, что и было исполнено в новое царствование, 12 апреля 1826 г. Поддержал Шишкова в запрете на распространение уже изданного Пятикнижия в русском переводе, тираж которого в итоге был сожжен на кирпичных заводах Александро-Невской лавры, а также в инициативе изъять в конце 1824 г. из продажи «Катихизис», составленный Филаретом (Дроздовым) и одобренный Синодом (главная причина была в том, что в «Катехизисе» молитвы и тексты Священного Писания приводились в русском переводе).

Во время восстания декабристов в 1825 г. вышел на Сенатскую площадь для увещевания мятежников, которые, по собственным словам митрополита, его «обругали и прочь отослали» . В 1826 г. был назначен в Верховный уголовный суд по делу декабристов.

В 1828 г. донес правительству о существовании поэмы «Гавриилиада», чем спровоцировал следствие об ее авторстве.

В 1836 г., извещенный Ф. Ф. Вигелем о публикации «Философического письма» П. Я. Чаадаева, немедленно переслал начальнику политической полиции А. Х. Бенкендорфу текст этой «негодной статьи» с указанием мест, оскорбительных «как для народной чести нашей, так для правительства».

Скончался 17 января 1843 г. На отпевании присутствовали император Николай I, наследник Александр Николаевич, великий князь Михаил Павлович и принц Петр Ольденбургский. Был похоронен в том же храме, у Царских врат, под местной иконой Спасителя.

Награжден орденами Святого апостола Андрея Первозванного (21 апреля 1823 г.), Святого Владимира I степени (30 мая 1835 г.), Святого Александра Невского (10 февраля 1816 г.).