с особенной силой возбуждалась во времена народных бедст-
вий, когда количество добра требуется прежде, чем спрашива-
ют о качестве побуждений добродеяния. Так было в Смутное
время. В 1609 г. второй самозванец осаждал Москву. Повтори-
лись явления Борисова времени. В столице наступил страш-
ный голод. Хлеботорговцы устроили стачку, начали всюду ску-
пать запасы и ничего не пускали на рынок, выжидая наиболь-
шего подъема цен. За четверть ржи стали спрашивать 9 то-
гдашних рублей, т. е. свыше 100 р. на наши деньги. Царь Ва-
силий Шуйский приказал продавать хлеб по указной цене —
торговцы не слушались. Он пустил в действие строгость зако-
нов — торговцы прекратили рискованный подвоз закупленно-
го ими по провинциям хлеба в осажденную столицу. Мало то-
го, по московским улицам и рынкам полилась из тысяч уст оп-
позиционная публицистика, начали говорить, что все беды, и
вражий меч, и голод падают на народ потому, что царь несча-
стлив. Тогда в московский Успенский собор созвано было не-
бывалое народное собрание. Патриарх Гермоген сказал силь-
ную проповедь о любви и милосердии; за ним сам царь произ-
нес речь, умоляя кулаков не скупать хлеба, не поднимать цен.
Но борьба обеих высших властей, церковной и государствен-
ной, с народной психологией и политической экономией была
безуспешна. Тогда светлая мысль, одна из тех, какие часто
приходят в голову добрым людям, осенила царя и патриарха.
Древнерусский монастырь всегда был запасной житницей для
нуждающихся, ибо церковное богатство, как говорили пасты-
ри нашей церкви, нищих богатство. Жил тогда на Троицком
подворье в Москве келарь Троицкого Сергиева монастыря,
отец Авраамий, обладавший значительными запасами хлеба.
Царь и патриарх уговорили его выслать несколько сот четвер-
тей на московский рынок по 2 р. за четверть. Это была больше
психологическая, чем политико-экономическая операция: ке-
ларь выбросил на рынок многолюдной столицы всего только
200 мер ржи; но цель была достигнута. Торговцы испугались,
когда пошел слух, что на рынок тронулись все хлебные запасы
этого богача-монастыря, считавшиеся неисчерпаемыми, и це-
на хлеба надолго упала до 2 рублей. Через несколько времени
Авраамий повторил эту операцию с таким же количеством
хлеба и с прежним успехом.
На долю ХVII века выпало печальное преимущество тяже-
лым опытом понять и оценить всю важность поставленного