еще на Стоглавом соборе вопроса об общественной благотво-
рительности, как вопроса законодательства и управления, и
перенести его из круга действия личного нравственного чувст-
ва в область общественного благоустройства. Тяжелые испыта-
ния привели к мысли, что государственная власть своевремен-
ными мерами может ослабить или предотвратить бедствия ну-
ждающихся масс и даже направить частную благотворитель-
ность. В 1654 г. началась и при очень неблагоприятных усло-
виях продолжалась война с Польшей за Малороссию. Эпиде-
мия опустошила деревни и села и уменьшила производство
хлеба. Падение курса выпущенных в 1656 г. кредитных мед-
ных денег с номинальной стоимостью серебряных усилило до-
роговизну: цена хлеба, с начала войны удвоившаяся, к началу
1660-х годов в иных местах поднялась до 30-40 руб. за чет-
верть ржи на наши деньги. В 1660 г. сведущие люди из мос-
ковского купечества, призванные для совещания с боярами о
причинах дороговизны и о средствах ее устранения, между
прочим указали на чрезвычайное развитие винокурения и пи-
воварения и предложили прекратить продажу вина в питей-
ных заведения, закрыть винные заводы, также принять меры
против скупки хлеба и не допускать скупщиков и кулаков на
хлебные рынки раньше полудня, наконец, переписать запасы
хлеба, заготовленные скупщиками, перевезти их в Москву на
казенный счет и продавать здесь бедным людям, а скупщикам
заплатить из казны по их цене деньгами. Как только тяжесть
положения заставила вдуматься в механизм народнохозяйст-
венного оборота, тотчас живо почувствовалось, что может сде-
лать государственная власть для устранения возникающих в
нем замешательств.
В эти тяжелые годы стоял близко к царю человек, который
добрым примером показал, как можно соединить частную бла-
готворительность с общественной и на чувстве личного состра-
дания построить устойчивую систему благотворительных учре-
ждений. Это был Ф. М. Ртищев, ближний постельничий, как бы
сказать обер-гофмейстер при дворе царя Алексея Михайлови-
ча, а потом его дворецкий, т. е. министр двора. Этот человек
— одно из лучших воспоминаний, завещанных нам древнерус-
ской стариной. Один из первых насадителей научного образо-
вания в Москве ХVII века, он принадлежал к числу крупных
государственных умов Алексеева времени, столь обильного
крупными умами. Ему приписывали и мысль упомянутой кре-