Православные праздники   в русской и советской поэзии
   

Крещение Господне. Богоявление.

19 января — Крещенье Господа нашего и Спаса Иисуса Христа. Святое Богоявление. Это великий двунадесятый праздник, который как бы подводит черту под 12-дневными святочными вечерами. Оба названия отражают суть одного события — Крещения Иисуса Христа, которое Он принял от Иоанна Предтечи. Можно сказать, что внутри одного события — Крещения Спасителя — совершилось и другое, еще более важное — произошло явление всех Трех Лиц Божества. Именно поэтому праздник Крещения называется еще и Богоявлением; ведь в этот день людям явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец, глаголивший о Сыне с Небес; Сын Божий, крестившийся от Иоанна и явившийся просветить мир и спасти людей по благодати; и Святой Дух, сошедший на Сына в виде голубя.

Величественным и трагическим праздником назвал Крещение Господне митрополит Антоний Сурожский: «...И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством... Как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались, каясь по проповеди Иоанна Предтечи! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха — Он, безгрешный. Этот момент Крещения Господня — один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. … Созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву не только Богу, но и всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые теперь являются водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную. Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. … Вот почему так трагичен этот величественный праздник...»

...Закон евреев гласил, что до 30 лет никто не может заступать на общественную должность, так как принимать серьезные решения способен лишь человек, достигший зрелого возраста. Так поступил  и Спаситель. 30 лет Он оставался вдали от мира, в глухом селении, укрепляясь духом, исполняясь премудрости, и лишь 30-ти  лет от рождения вышел на общественное служение спасению человечества. Это служение Он начал Крещением. А перед этим людям был послан Богом святой пророк и Предтеча Иоанн, — чтобы подготовить их принять Спасителя. Иоанн, рано оставшись без родителей, прожил 30 лет в одиночестве в пустыне, в глухой пещере, молясь Богу и питаясь только акридами и диким медом, нося одежду из грубой верблюжьей шерсти. Когда ему исполнилось 30 лет, он вернулся к еврейскому народу и стал проповедовать скорое пришествие Мессии. Тех, кто был готов принять Спасителя, Иоанн крестил в Иордане. Вместе с другими людьми к нему пришел креститься и Иисус. По Божьему произволению, он узнал в Нем Спасителя и крестил Его...

Проповедь Иоанна Предтечи

I

Был человек - посланник Бога,
Ему глагол был свыше дан,
Чтоб возвестить пред миром много —
Тот человек был Иоанн.
Он призван был на дело это,
Чтоб к вере чистой обратить;
Он не был свет, но царство света
Долженствовал предвозвестить.
А был Свет истины нетленной,
Который всех нас просвещал,
Дал жизнь всей твари во вселенной
И целый мир в Себя вмещал
И в мире был, но мир ничтожный
Не вразумился чрез Него
И даже в гордости безбожной
Свои не приняли Его;
А те, которые признали
Его предвечные права,
По вере их достойны стали
Детьми назваться Божества,
Которым в жизни возрожденье
Дала не плоти бренной страсть
И не мужское похотенье,
Но Бога творческая власть.
И Слово плотью в мире стало,
Как светлой истины печать,
И между ними обитало,
В мир изливая благодать;
Нам просияла в тьме печальной
В нем слава вечного Творца —
То был Свет мира безначальный,
Единородный от Отца.
О Нем, свидетельствуя это,
Так восклицает Иоанн:
«Он Тот, в Ком истинного света
Источник вечный людям дан.
Который властью неземною,
Как возвестил пред миром я,
Стал впереди — хоть был за мною,
Затем, что был Он до меня».
И благодать мы в Нем имеем,
Что Им обильно пролита,
Так как закон дан Моисеем,
А благодать — через Христа.
В Нем истина. И кто б живущий
Мог видеть Бога вечных сил!
Но Сын, во Отчем недре сущий,
Единородный нам явил...

II

Когда из Иерусалима
Пришли послы на Иордан,
Узнать — кто был народом чтимый
Святой Креститель Иоанн,
Он не отрекся и поведал
Им на предложенный вопрос,
Что покаянье проповедал,
И объявил: «Я не Христос».
«Уж не Илья ль ты? —  вопрошали, —
Или пророк?»  — Он молвил: «Нет».
«Кто ж ты? Скажи, чтобы мы знали,
Как дать пославшим нас ответ».
«Я — глас, взывающий в пустыне», —


Он им на это отвечал:
«Исправьте к Богу путь свой ныне,
Как вам Исайя завещал».
Но фарисеев не смутили
Пророка вещие слова;
Они умом безсильны были
Понять заветы Божества;
И вопрошали Иоанна
Послы, с упреком говоря:
«Зачем крестил у Иордана:
Ведь не Христос ты, не Илья?» —
«Я здесь крещу, — он отвечает, —
Но между вами Некто стал,
Кого никто из вас не знает,
Но знайте,— так он им сказал, —
Что Он, идущий вслед за мною,
Был в мире прежде моего,
И я развязывать не стою
Ремень у обуви Его!»
Так в Вифаваре было это,
У Иорданских самых вод,
Где Иоанн — предвестник света —
Крестил стекавшийся народ.

  III

Пророк, увидя приближенье
К ним Иисуса Самого,
Исполнясь свыше вдохновенья,
Так возвещает про Него:
«Вот Ангел Божий!  — восклицает, —
Весь мир душою полюбя,
Себя Он в жертву обрекает,
Берет грех мира на Себя.
Он Тот, Кто властью неземною,
Как возвестил и прежде я,
Стал впереди — хоть был за мною —
Затем, что был Он до меня.
И я не знал Его, не ведал,
Пока сюда Он не прибыл,
Но я крестил и проповедал,
Чтоб Он народу явлен был;
Виденье в области небесной
Здесь было взору моему,
Что Дух Святой нисшел чудесно
Под видом голубя к Нему.
Я Духом послан был в пустыне
Крестить водою и Его;
Не знал я ранее, но ныне
Познал из знаменья сего:
На Ком пребудет Дух сходящий,
Так было мне возвещено,
Тот Духом есть Святым Крестящий,
О Ком предсказано давно.
Завет предвечный совершился!
Поверьте истины словам:
То Он, Сын Божий, днесь явился
О Нем свидетельствую вам!»      

И. Толмачев

 

 

 

     Пророк Иоанн
Был человек от Бога,
Он звался Иоанн.
И Господом был послан
Вселенной возвестить
Свидетельство о Свете.
Как пламенная нить,
Он должен был во мраке
Блеснуть и промелькнуть, —
Он не был Свет, но к Свету
Прямой готовя путь,
Он был Его Предтечей.
И вера в Божество
В сердца всех человеков
Сошла через него.
Он был зарею Света...  

Константин Льдов

  Божий путь

Спокойно лоно светлых вод;
На берегу реки — Предтеча;
Из мест окрестных, издалече
К нему стекается народ.
Он растворяет упованью
Слепцов хладеющую грудь;
Уготовляя Божий путь,
Народ зовет он к покаянью.
А там спускается с вершин
Неведомый, смиренный Странник,
Грядет Он, Господа избранник,
Грядет на жатву Божий Сын.
В руке лопата: прuдет время,
Он отребит Свое гумно,       
Сберет пшеничное зерно,
И в пламень бросит злое семя...  

Князь Вяземский

Ты, идущий за мною, сильнее меня,
Я же – глас Твой в пустыне, воин,
Тишина Твоя, словно часть огня,
Я – коснуться Тебя не достоин.
Ты идешь в недоступной мне тишине,
И огонь Твой – в душе, как в нише,
К иордани-купели приходишь, ко мне,
И с небес Глас глаголющий слышен.
Жизнь Твоя – есть истина, путь, исход –
Гнев секиры падёт на корни,
Фарисей, покаянья отвергший плод,
Не избегнет кары позорной.
Это Ты, тишиною сметающий тьму,
Глас, которого ждал Исайя,
Каждый сети, увидев Тебя, бросает,
Слыша: «Сделай прямыми стези Ему...»
Тишина Твоя, словно часть огня,
Я – коснуться Тебя не достоин,
Ты, идущий за мною, сильнее меня,
Я же – глас Твой в пустыне, воин...

Людмила Колодяжная

Зло – печалию метит
Путь людей на земле.
Слово Божие светит
И в объемлющей тьме.
Вопиющий в пустыне,
Вам не слышен мой глас.
Я о Божием Сыне
Говорю – Он средь нас.
Я, крестящий водою,
На сандалях ремня
Развязать не достоин
У Того, Кто за мною,
Но был прежде меня.
Голубь, с неба летящий,  —
Знак Господень над Ним,
Что Он – Агнец, крестящий
Смертных Духом Святым.

Людмила Колодяжная

 Крещение

Среди песков пустыни Иордана,
Где высятся ряды угрюмых скал,
Где бродят волк голодный и шакал,
Звучала речь святого Иоанна,
Как к покаянию народному призыв.
Толпы людей, как волн морских прилив,
Стекалися к убежищу Предтечи
И слушали пророческие речи
Отшельника. Постами изможден,
Питаяся акридами и медом
И власяницею суровой облечен,
Святой пророк являлся пред народом
И в пламенных, бичующих словах
Учил его и обличал в грехах.
Когда ж избрал как символ очищенья
В водах крещение,
Уверовав в учение его,
Шли многие креститься от него...

Л. Чумина

Когда Господь выходил из воды, отверзлись небеса, и Дух Святой сошел на Него в виде голубя, и был голос Отца, глаголющий с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф., 3,17). Иоанн был первым, кто открыто назвал Иисуса Агнцем Божиим. После Крещения Спасителя Предтеча продолжал крестить народ, а Господь удалился в пустыню, где 40 дней провел в молитве, без еды и питья, искушаемый сатаной...

Когда Божественный бежал людских речей,
          И празднословной их гордыни,
И голод забывал, и жажду многих дней,
          Внимая голосу пустыни,

Его, взалкавшего, на темя серых скал
          Князь мира вынес величавый,
«Вот здесь, у ног Твоих, все царства, — он сказал,  —
          С их обаянием и славой.

Признай лишь явное, пади к моим ногам,
          Сдержи на миг порыв духовный —
И эту всю красу, всю власть Тебе отдам
          И покорюсь в борьбе неровной».

Но Он ответствовал: «Писанию внемли:
          Пред Богом Господом лишь преклоняй колени!»
И сатана исчез — и Ангелы пришли
         В пустыне ждать Его велений.

А. А. Фет

Естественно, что Спаситель, будучи безгрешным, не нуждался ни в каком Крещении, но, тем не менее, принял его. Почему, для чего Он сделал это? Ясно и просто ответил на этот вопрос протоиерей А. Шмеман: «Почему захотел, почему потребовал от Иоанна крещения Иисус? Вот ответ Церкви: принимая крещение Иоанново, Христос отождествляет Себя со всеми людьми — без единого исключения — грешниками, нуждающимися в прощении, спасении, возрождении. Своим крещением Он свидетельствует, что пришел не для того, чтобы судить и осуждать, не для того, чтобы извне, с высоты Своего совершенства и Божества, дать нам закон и правила, а для того, чтобы соединиться с нами, чтобы, став одним из нас, сделать нас участниками Своей совершенной и безгрешной жизни. … Но есть и второй смысл, еще более глубокий, еще более радостный в крещении нашего Господа. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». В этом мире все  … становится снова путем к Богу, общением с Ним, возрастанием в этой живой и вечной жизни. Пришествие Бога к Своему творению празднуем мы в радостный и светлый день Богоявления».

Праздник Богоявления трудно отделить от дня, ему предшествующего — 18 января — Навечерия Богоявления, или Крещенского сочельника. Как и в Рождественский сочельник, христиане в этот день соблюдают строгий пост — не вкушают пищи до появления первой звезды. Наши предки свято соблюдали эту традицию. Но трапеза, которая следовала затем, была гораздо скромнее, чем перед Рождеством. Ее называли Голодною Кутьёю, или голодным Святым вечером, так как в Навечерие Богоявления, по церковной традиции, установлен пост. Трапезе всегда предшествовало присутствие православных христиан на праздничной церковной службе, из храма приносилась домой освященная вода. Освящение воды в этот вечер и на следующий день, 19 января,  — отличительная черта  праздника Богоявления. В православных храмах  в крещенский сочельник и после Божественной Литургии в самый день Крещения Спасителя совершается чин Великого освящения воды. Традиция эта получила свое начало еще в первые века Христианства. Вода, освященная в эти дни, получила название великой агиасмы (т. е. святыни), она обладает особой силой, являясь настоящей святыней, много лет не портится, остается свежей и чистой, ее употребляют для освящения души и тела, используют для освящения жилища и предметов быта.

   В день Богоявленья

Дрожит морозная округа
От звона всех колоколов,
И мы спешим, тесня друг друга,
На их веселый медный зов.
Сияет солнце после вьюги;
Обедня кончилась; народ,
Подняв иконы и хоругви,
К реке за батюшкой идет.
Сверкает неба купол синий,
В алмазных искрах белый снег,
И на ветвях деревьев иней —
Как вставший дыбом белый мех.
Нет, нам не холодно сегодня, —
Крещенье празднуя Господне,
Не платим ныне стуже дань!
А вот и прорубь — Иордань:
Идет большое водосвятье,
И хоть вокруг снега и льды,
Здесь золоченое распятье
Крест-накрест чертит гладь воды.
И вот, невидимый народу,
Из синевы, что так чиста,
Нисходит Дух Святой на воду,
Как бы на Самого Христа. 

Виктор Афанасьев

Крещение Господне. Богоявление.

Отверзлось небо, светом осиянно,
И Дух сошел, как голубь, на Христа.
И даль была огромна и чиста,
Когда не только воды Иордана,

Но реки все, озера и моря
Спаситель мира освятил Собою,
И дождь, и снег — все, что зовем водою.
И Голос был, из бездны  говоря:

«Се, Сын возлюбленный Мой,
И о Нем Мое благоволение», — Предтечей
Так был крещен в юдоли человечьей
Тот, чрез Кого вода слилась с огнем.   

  Неизвестный автор