31
примордиалистского
,
исходящего
преимущественно
или
исключительно
из
этнических
оснований
нации
и
национальной
идентичности
.
Показана
несостоятельность
примордиалистского
типа
,
обоснован
тезис
,
согласно
которому
российская
нация
и
,
соответственно
,
российская
национальная
идентичность формируется
в
процессе
своего
рода
переплавки
множества
составляющих
население
страны
этносов
в
единое
органическое
целое
.
Для
раскрытия
системных
и
структурных
составляющих
национальной
идентичности
России
значительное
внимание
уделено
фактору
ее
амбивалентности
,
суть
которой
состоит
в
том
,
что
представители
подавляющего
большинства
,
если
не
всех
народов
России
осознают
свою
идентичность
одновременно
и
как
представители
соответствующих
этносов
,
и
как
граждане
Российской
Федерации
.
Показана
незавершенность
процесса
формирования
чувства
социокультурной
,
политико
-
культурной
,
национальной
консолидации
российского
согражданства
и
,
соответственно
,
российской
национальной
гражданской
или
политической
идентичности
.
Приводятся
аргументы
,
призванные
определить
иерархию
идентичностей
,
основываясь
на
верховенстве
общероссийской
идентичности
по
отношению
к
этнической
.
Обращается
внимание
на
факт
дуалистичности
феномена
нации
,
формирующейся
как
снизу
по
воле
народов
,
так
и
сверху
под
руководством
государства
.
В
этом
контексте
обоснована
мысль
о
решающей
роли
федерального
центра
в
трансформации
множества
составляющих
народов
в
единую
российскую полиэтническую нацию
.
Написание
данной
статьи
стимулировано
размышлениями
автора
над
положением
,
сформулированным
в Преамбуле
и
п
. 1
ст
. 3
Конституции
Российской
Федерации
33
.
Так
,
в
Преамбуле
читаем
:
«
Мы
,
многонациональный
народ Российской Федерации
...
принимаем
КОНСТИТУЦИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
».
П
. 1
ст
. 3
гласит
:
33
См
. http
www.constitution.ru