34
В
результате
Россия
оказалась
перед
необходимостью
переоценки
ценностей
,
определения
своей
национальной
идентичности
,
своего
национально
-
государственного
проекта
,
потребностью
заново
сформулировать
свои
стратегические
цели
и
приоритеты
,
адекватные
новым
реальностям
.
Сама
действительность
императивно
требует
ответы
на
вопросы
: «
кто
мы
?»
и
«
куда
мы
идем
?».
Можно
утверждать
,
что
с
этой
точки
зрения
значимость
проблемы
идентичности
для
России
сегодня
чрезвычайно
велика
и
возможно не
уступает
значимости
сугубо
экономических проблем
.
За
многовековую
историю
в
состав
России
вошло
множество
народов
,
живших
в
разных
природно
-
климатических
и
социокультурных
условиях
,
достигших
разных
уровней
развития
–
от
родоплеменного
строя
до
современных
форм
социальной
и
политической
самоорганизации
.
Соответственно
,
в
формирование
национальной
идентичности
России
внесли
свою
лепту
различные
этнонациональные
,
конфессиональные
,
социокультурные
сообщества
,
каждое
из
которых
принесло
с
собой
свой
специфический
национально
-
исторический
опыт
,
свои
ценности
,
традиции
,
менталитет
,
приверженности
,
правила
и
нормы
поведения
,
предрассудки
и
т
.
д
.
Поэтому
естественно
,
что
сложная
,
многоплановая
,
противоречивая
социокультурная
и
политико
-
культурная
матрица
России
включает
множество
пластов
.
В
ее
строении
можно
обнаружить
,
во
-
первых
,
многослойность
:
органическое
сочетание
элементов
традиционно
российских
(
этатизм
,
авторитаризм
,
персонификация
власти
,
анархизм
,
коллективизм
,
солидаризм
,
нигилизм
и
др
.),
советских
(
идеализм
,
вождизм
,
коммунистическая
эсхатология
,
уравнительство
и
т
.
д
.)
и
демократических
(
индивидуализм
,
права
и
свободы
человека
,
ориентация
на
успех
,
конкуренция
,
рынок
и
демократия
).
Во
-
вторых
,
это
фрагментарность
:
сочетание
множества
этнонациональных
,
региональных
,
конфессиональных
и
иных
сообществ
.
В
-
третьих
,
размытость
,
неструктурированность
консенсуса
по
базовым
ценностям
и
принципам
государственного
устройства
,
разломы
по