26
социально
-
психологический шок
,
что резко
ухудшилась жизнь
людей
,
участились
межэтнические
конфликты
,
появилось
напряжение
с
диаспорами
из
ближнего
зарубежья
и
др
.
Но
значит
ли
это
,
что
граждане
отрекаются
от
исторической России
,
что
русские
«
устали
от
державной
мощи
»,
желают
вкусить
вожделенные
блага
какой
-
нибудь
крошечной нации
-
государства наподобие Швейцарии
?
Жизнь
свидетельствует
,
что
к
началу
10-
х
гг
.
у
народов
РФ
и
,
прежде
всего
,
у
русских
действительно
снизилась
ностальгия
по
огромной
стране
;
они
не
сожалеют
о
мелочной
регуляции
государством повседневной жизни
советского человека
(
хотя
остается
запрос
на
жесткую
длань
,
карающую
преступников
,
мздоимцев
);
население
уже
не
испытывает
психологического
давления
замкнутых
на
себя
этнокультурных
общностей
,
порой
враждебных
иноэтническим
соседям
по
лестничной
площадке
.
Те
советские
этносы
,
которые
радовались
распаду
СССР
теперь
осваивают
самостоятельное
развитие
,
в
современной
России
оцениваются
как
«
иные
»,
а
порой
и
как
«
чужие
».
Вместе
с
тем
русские
и
русскоязычные
анклавы
в
постсоветских
странах
(
это
не
только
непризнанные
республики
,
но
и
население
областей
Украины
,
борющееся
за
то
,
чтобы
остаться
с
Россией
)
могут
рассчитывать
на
реальную помощь
,
сочувствие и
культурную поддержку
граждан РФ
.
Противоречивые
сдвиги
в
стране
и
общественном
сознании
вынуждают
российских
граждан
задуматься
,
на
каких
духовных
и
политических
основах
следует
строить
завтрашнюю
Россию
,
чтобы
не
разрушить
ее
исторического
облика
,
сохранить
в
условиях
глобальной
неустойчивости
ее
смысловую матрицу
,
которая
позволит
преодолевать
хаотизированные
процессы
,
гармонизировать
отношения
народов
и
стран
в
северной
части
Евразии
.
Для
всех
очевидно
,
что
в
стране
ныне
продолжают
развиваться
сообщества
,
разные
по
численности
,
этнорасовой
принадлежности
и
верованиям
;
их
совокупная
доля
среди
населения
достаточно
высока
,
чтобы
признать
:
российская
культура
продолжает
развиваться
в
трансформированных
условиях
.
Многие
из
нерусских
этносов