Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  39 / 59 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 39 / 59 Next Page
Page Background

37

НАЦИЯ

И

НАЦИОНАЛИЗМ

В

РОССИЙСКОМ

ИЗМЕРЕНИИ

.

Здесь

уместно

провести

различие

между

гражданско

-

политическим

национализмом

,

который

имеет

более

или

менее

существенные

коннотации

с

институтом

и

культурой

гражданства

конкретного

государства

,

и

его

версией

,

базирующейся

на

трактовке

понятий

«

этнос

»

и

«

нация

»

в

духе

примордиализма

(

от

primordial–

изначальный

,

первозданный

).

Как

известно

,

приверженцы

примордиализма

при

определении

нации

ключевое

значение

придают

этническому

началу

,

выстраивая

нацию

на

основе

происхождения

,

крови

,

единых

,

присущих

только

ей

,

культуре

,

языке

,

традициях

,

обычаях

,

стереотипах

поведения

и

т

.

д

.

По

их

мнению

,

этнос

несет

в

себе

биологическую

энергию

и

подчиняется

иным

законам

,

нежели

большинство

других

социальных

феноменов

.

Они

рассматривают

этнизм

в

качестве

главного

критерия

для

определения

«

своих

»

и

«

чужих

», «

союзников

»

и

«

противников

», «

друзей

»

и

«

врагов

».

Именно

на

основе

такого

понимания

нации

формируются

различные

варианты

радикального

этно

-

национализма

или

политизированного

этнизма

.

С

сожалением

приходится

признать

,

что

этот

и

подобные

им

подходы

в

понимании

нации

пользуются

популярностью

среди

определенной

части

интеллигенции

в

новых

постсоветских

государствах

и

национальных

республиках

Российской

Федерации

.

Такой

подход

притягателен

и

для

определенной

части

русской

интеллигенции

,

исповедующей

установки

радикального

этнонационализма

.

Как

представляется

,

здесь

корректнее

было

бы

говорить

скорее

об

этносе

и

этнизме

,

нежели

нации

и

национализме

в

собственном

смысле

этих

слов

.

Определения

нации

,

основанные

на

признании

этнического

происхождения

в

качестве

ключевого

критерия

,

не

были

правомерны

применительно

к

периоду

появления

современных

наций

и

национальных

государств

.

Тем

более

они

не

правомерны

в

наши

дни

,

когда

происходят

процессы широкомасштабных

перемещений

людей

и

смешений

народов

.

Стоит

отметь

правоту

П

.

Сорокина

,