37
НАЦИЯ
И
НАЦИОНАЛИЗМ
В
РОССИЙСКОМ
ИЗМЕРЕНИИ
.
Здесь
уместно
провести
различие
между
гражданско
-
политическим
национализмом
,
который
имеет
более
или
менее
существенные
коннотации
с
институтом
и
культурой
гражданства
конкретного
государства
,
и
его
версией
,
базирующейся
на
трактовке
понятий
«
этнос
»
и
«
нация
»
в
духе
примордиализма
(
от
primordial–
изначальный
,
первозданный
).
Как
известно
,
приверженцы
примордиализма
при
определении
нации
ключевое
значение
придают
этническому
началу
,
выстраивая
нацию
на
основе
происхождения
,
крови
,
единых
,
присущих
только
ей
,
культуре
,
языке
,
традициях
,
обычаях
,
стереотипах
поведения
и
т
.
д
.
По
их
мнению
,
этнос
несет
в
себе
биологическую
энергию
и
подчиняется
иным
законам
,
нежели
большинство
других
социальных
феноменов
.
Они
рассматривают
этнизм
в
качестве
главного
критерия
для
определения
«
своих
»
и
«
чужих
», «
союзников
»
и
«
противников
», «
друзей
»
и
«
врагов
».
Именно
на
основе
такого
понимания
нации
формируются
различные
варианты
радикального
этно
-
национализма
или
политизированного
этнизма
.
С
сожалением
приходится
признать
,
что
этот
и
подобные
им
подходы
в
понимании
нации
пользуются
популярностью
среди
определенной
части
интеллигенции
в
новых
постсоветских
государствах
и
национальных
республиках
Российской
Федерации
.
Такой
подход
притягателен
и
для
определенной
части
русской
интеллигенции
,
исповедующей
установки
радикального
этнонационализма
.
Как
представляется
,
здесь
корректнее
было
бы
говорить
скорее
об
этносе
и
этнизме
,
нежели
нации
и
национализме
в
собственном
смысле
этих
слов
.
Определения
нации
,
основанные
на
признании
этнического
происхождения
в
качестве
ключевого
критерия
,
не
были
правомерны
применительно
к
периоду
появления
современных
наций
и
национальных
государств
.
Тем
более
они
не
правомерны
в
наши
дни
,
когда
происходят
процессы широкомасштабных
перемещений
людей
и
смешений
народов
.
Стоит
отметь
правоту
П
.
Сорокина
,